• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Шраута-ритуалы – текстовая традиция и реальность: доклад Натальи Корнеевой

15 ноября 2017 г. постоянный участник семинара, проходящего под руководством гл.н.с. ИКВИА Натальи Чалисовой, представила доклад о своем наблюдении за проведением ритуала Атиратра Агничаяна в Шукапурам в 2015 г.

Н.А. Корнеева на месте проведения ритуала. Атиратра Агничаяна 2015 г. в Шукапурам.

Н.А. Корнеева на месте проведения ритуала. Атиратра Агничаяна 2015 г. в Шукапурам.
© Н.А. Корнеева

Первая часть доклада была посвящена обзору традиции изучения шраута-ритуалов и выявлению причин долгого игнорирования исследований, связанных с их выполнением. Если не считать первой попытки Мартина Хауга и реконструкции ритуала Ваджапея (Vājapeya) в Пуне в 1955 г., к изучению реальных шраута-ритуалов обратились лишь после осуществления Ф. Стаалем грандиозного проекта (Agnicayana Project), когда живая традиция брахманов намбудири (малаял. nampūtiri) уже находилась на грани исчезновения. Стааль считал, и это мнение было растиражировано, что Атиратра Агничаяна (Atirātra Agnicayana) 1975 г. — последнее проведение этого ритуала. Однако на практике сложилось иначе, предполагаемая лебединая песня стала началом возрождения новой эпохи шраута-ритуалов. Информация о намбудири и их традиции вышла за пределы не только Кералы, но и Индии, что дало мощный импульс изучению ведийских ритуалов, а также оживлению традиции намбудири.

Атиратра Агничаяна 2015 г.Последнее жертвоприношение — ягашала вместе с павильонами предается огню. Атиратра Агничаяна 2015 г. в Шукапурам.
© Н.А. Корнеева

Во второй части доклада, опираясь на свои наблюдения ритуала Атиратра Агничаяна 2015 г. в Шукапурам (Śukapuram, Керала) и обзоры исследователей, присутствовавших при выполнении этого и других ведийских жертвоприношений, Н.А. Корнеева продемонстрировала наиболее важные отклонения при проведении современных шраута-ритуалов от предписаний древних текстов (публичность, расширение аудитории и места проведения ритуалов; роль яджаманы, финансирование и цель ритуалов; индуизация; изменения, связанные с запретами Калиюги; подготовка жрецов и ритуальной утвари и др.). Отклонения от предписаний текстов начинают появляться уже в древности, шраутасутры также допускают варианты, замены и послабления древних практик, поэтому не удивительно, что проведение современных шраута-ритуалов не всегда детально соответствует предписаниям, составленным более двух тысяч лет назад, и в какой-то мере это даже может рассматриваться как доказательства их подлинности, а не реконструкции.

В докладе было показано, что та форма, которую сейчас принимают ведийские шраута-ритуалы, имеет много общего с индуизмом. Из ритуалов, совершаемых в ограниченным кругу брахманов и элиты, шраута-ритуалы превратились в публичный индуистский праздник с тысячами участников, включая средства массовой информации и маркетинговые услуги. Однако неизменной остается уникальная практика рецитаций ведийских мантр брахманами намбудири, что соответствует традиции — меняться могут материальные составляющие шраута-ритуалов, но не мантры, которые их сопровождают.