• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Казимир Малевич и русский космизм

9 ноября состоялась вторая дискуссия из цикла «За бортом абсолюта»: философские интерпретации Казимира Малевича

Казимир Малевич и русский космизм

Серия дискуссий посвящена философским интерпретациям сразу в двух смыслах. Во-первых, интересно реконструировать философские интересы и референции самого Малевича, которыми испещрены его эклектические работы. Во-вторых, необходима интерпретация Казимира Малевича в контексте его культурной эпохи.

Вашему вниманию предлагается видеозапись дискуссии




Виктория Файбышенко:

Растелеснивание как космический, эстетический и теологический принцип. Циолковский и русский авангард. Рассуждая о космизме русского авангарда, прежде всего думают об обретении бессмертия и пафосе выхода за пределы Земли и земного. Но у этой темы есть не менее важная сторона: разоблачение самого принципа тела как принципа индивидуации. Разрушение конструктивного принципа существования связанного с животным телом и телом как животным создаёт новый тип мистико-теологической проблематики, которая парадоксально сцеплена с механицизмом - например, в утопии Циолковского.

Анастасия Гачева:

«Космическое» измерение «супрематизма» К. Малевича и его соотношение с русским космизмом. Федоровская идея вселенской архитектуры и супрематическая архитектура Малевича: сходство и различие. Смысл упрека, брошенного супрематизму Василием Чекрыгиным: «Всякое искусство птоломеевского мировоззрения, т.е. созерцательное – кубизм, супрематизм, натурализм и татлинизм, одно и то же ненужное создавание иллюзий (подобий переживаемого и пережитого)». Тема «город» и «деревня» и «тайна крестьянства» в творчестве Н.Ф. Федорова и К. Малевича.

Главный тезис доклада: «Супраморализму» Н.Ф. Федорова ближе Казимир Малевич первой крестьянской серии и поздний Малевич, переходящий от «супрематизма» к «супранатурализму», своего рода изводу «реализма в высшем смысле» Ф.М. Достоевского. «Растелеснивание» супрематизма сменяется в «супранатурализме» образом «новой телесности». Образ человека-микрокосма, «спасителя мира» в позднем творчестве К. Малевича. Картина «Голова крестьянина» как «икона-картина».

Участники:

  • Гачева Анастасия Георгиевна - ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН, доктор филологических наук, сотрудник Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова при Библиотеке № 180.
  • Файбышенко Виктория Юльевна - старший преподаватель Свято-филаретовского провославно-христианского института, кандидат философских наук.
  • Модератор: Татьяна Левина - кандидат философских наук, доцент НИУ ВШЭ.