• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4

Телефон: +7 495 772-95-90 *22161

Email: fgn@hse.ru

Адрес для корреспонденции: 

101000, Москва, ул. Мясницкая 20

Руководство
Научный руководитель Руткевич Алексей Михайлович
Первый заместитель декана Носов Дмитрий Михайлович
Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками Файер Владимир Владимирович
Заместитель декана по международной деятельности Исэров Андрей Александрович
Мероприятия
6 апреля – 7 апреля
Прием заявок до 5 марта 2023 года 
14 апреля, 10:00
XXIV Ясинская (Апрельская) международная научная конференция 
5 октября – 7 октября
Заявки на проведение секций принимаются до 15 апреля 2023 года 
Книга
Очерки архитектуры Византии и Кавказа

Виноградов А. Ю.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023.

Книга
Плохое кино

Павлов А. В.

М.: Горизонталь, 2022.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Библеистика и история древнего Израиля

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1

10 бюджетных мест

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/10/3

45 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Индии

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1

10 бюджетных мест

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Ирана

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1

10 бюджетных мест

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Античная и восточная археология

2 года
Очная форма обучения
13/13/2

13 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

13 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Восточноевропейские исследования

2 года
Очная форма обучения
16/5/2

16 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Классический и современный Восток: языки, культуры, религии

2 года
Очная форма обучения
15/10/2

15 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Мусульманские миры в России (История и культура)

2 года
Очная форма обучения
13/5/3

13 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5

20 бюджетных мест

5 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Религия и общество

2 года
Очная форма обучения
13/5/1

13 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Античность

5/4 года

46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения

45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения

20/10/2

20 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Арабистика: язык, словесность, культура

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Ассириология

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Египтология

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
35/180/15

35 бюджетных мест

25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

180 платных мест

15 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
70/25/3

70 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

25 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3

30 бюджетных мест

25 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3

35 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Монголия и Тибет

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Турция и тюркский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
45/60/3

45 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

60 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
45/45/6

45 бюджетных мест

3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

45 платных мест

6 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Христианский Восток

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Эфиопия и арабский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Юго-Восточной Азии

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Японии

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык, словесность и культура Китая

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык, словесность и культура Кореи

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Germanica: история и современность

2 года
Очная форма обучения
15/5/2

15 бюджетных мест

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+DEU
Обучение ведётся на русском и немецком языках
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
25/10/6

25 бюджетных мест

30 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

6 платных мест для иностранцев

RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
19/5/2

19 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
15/5

15 бюджетных мест

5 платных мест

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/15/1

20 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Культурные исследования

2 года
Очная форма обучения
34/5

34 бюджетных места

8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/1

15 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
20/10

20 бюджетных мест

10 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/2

15 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/1

15 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5

20 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании русского языка и литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5

20 бюджетных мест

5 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
18/5/1

18 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
20/5/1

20 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/1

15 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Ветер перемен: Новшества в критериях оценки ППС и проведении конкурсных процедур

Приближается очередной конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ. О новшествах 2018 года, мероприятиях конкурса ППС и критериях оценки преподавательской работы рассказывают первый проректор Вадим Радаев и заместитель первого проректора Елена Артюхова.

 

Развитие правил конкурсного отбора ППС

За последние семь лет в Вышке систематически модернизировались правила найма ППС. Благодаря введению системы критериев, сначала конкурс из формальной автоматической процедуры превратился в процедуру реального внутреннего отбора, а затем произошел переход от внутреннего безальтернативного конкурса к открытому альтернативному найму. Постоянно повышалась роль содержательных критериев, учитываемых наряду с формальными критериями.

В 2012 году были введены требования к ППС при прохождении конкурсного отбора: кроме требований к квалификации, предъявляемых законодательством РФ (определенный стаж научно-педагогической работы и наличие ученой степени в зависимости от должности), университет начал оценивать публикационную активность преподавателей, пока только в количественном измерении: оценивалось наличие за последние три года научных публикаций, преподаватели должны были иметь от 2 до 5 научных публикаций в зависимости от должности.

В 2013 году были введены контракты, учитывающие дифференциацию по нормативам учебной нагрузки (в частности, был введен «преподавательский контракт» с повышением учебной нагрузки на 25%), были созданы профильные кадровые комиссии, проводящие конкурсный отбор «на местах», увеличилось число преподавателей, не прошедших конкурсный отбор, стал возможен перевод преподавателей на договоры гражданско-правового характера, увеличилась доля краткосрочных (годовых) контрактов.

В 2014 году произошел переход к открытому конкурсу: появились объявления о проведении конкурса в СМИ и в открытом доступе на портале НИУ ВШЭ, к участию в конкурсе начали привлекать внешних претендентов, процедуры стали проходить по аналогии с процедурами отбора преподавателей на международном рынке. Появилась экспертиза научных работ соискателей, очное собеседование с внешними кандидатами, оценка открытых лекций и семинаров кандидатов.

2015 год ознаменовался кризисной ситуацией и сокращением около двухсот ставок ППС и совместителей, повышением норматива численности студентов к численности преподавателей. Однако сохранились все академические инструменты и продолжила расти оплата труда.

В 2016 году был введен единый контракт (подробности см. ниже).

В 2018 году нас также ожидают перемены, о которых мы собираемся рассказать.

 

Конкурс ППС 2018 года: предварительная работа

Начнем с организации рутинных конкурсных процедур, которые в этом году, по большому счету, не меняются. Кандидаты на должности ППС предоставляют документы через электронную систему на корпоративном сайте НИУ ВШЭ в сроки, указанные в на странице конкурса (для идущего в настоящий момент конкурсного отбора это страница  https://pps.hse.ru/2nd2018/. Сведения о составе конкурсных документов, сроках их подачи и этапах рассмотрения размещаются на портале hse.ru не позднее чем за одну неделю до объявления конкурса ППС.

Перед каждым конкурсным отбором мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами, размещенными на странице конкурса, и подготовить все необходимые для заполнения конкурсный заявки данные и файлы.

Через три рабочих дня после даты окончания приема конкурсных документов председатели кадровых комиссий принимают одно из двух решений:

– отклонить конкурсные документы по причине несоответствия критериям, установленным законодательством РФ;

– провести экспертизу конкурсных документов и приложенных публикаций.

Принятые решения сообщаются соискателям через электронную конкурсную систему в течение 3 рабочих дней. Претенденты, конкурсные заявки которых отклонены на этом этапе, в конкурсе ППС уже не участвуют.

  

Мероприятия конкурса

Отличительной особенностью конкурсного отбора в НИУ ВШЭ является его многоэтапность и рассмотрение конкурсных документов на разных уровнях. В конкурсном отборе принимают участие профильные кадровые комиссии, структурные подразделения, к которым относятся выставленные на конкурс вакансии (кафедры, департаменты/школы, факультеты/институты); свою рекомендацию каждому без исключения претенденту на должность ППС дает первый проректор; финальную рекомендацию, учитывающую все предыдущие полученные рекомендации, дает кадровая комиссия ученого совета НИУ ВШЭ. У филиалов уровней рекомендаций еще больше: для участников конкурсного отбора, претендующих на профессорскую должность, проходит оценивание как кадровой комиссией ученого совета филиала, так и кадровой комиссией ученого совета НИУ ВШЭ.

Профильные кадровые комиссии берут на себя довольно важную часть конкурсной процедуры: они проводят экспертизу публикаций, заслушивают личные выступления кандидатов на открытых лекциях и семинарах, проводят интервью (в том числе и скайп-интервью, такая процедура оценивания применяется в случае, если претендент не может принять участие в интервью очно).

 

Критерии публикационной активности, учитываемые при прохождении конкурса ППС

Здесь произошли некоторые важные изменения.

Появились три варианта успешного прохождения конкурса. Первый вариант – наличие академической надбавки 2-го или 3-го уровня либо соответствие условиям назначения академической надбавки 3-го уровня на момент прохождения конкурса. Второй вариант – соответствие критериям ежегодной мониторинговой оценки публикационной активности (см. инфосхему «Правила учета публикаций в 2018 году»: https://goo.gl/XjJQk1).Третий вариант – наличие публикаций за последние три года (в том числе работ, принятых в печать, при наличии официального подтверждения от издательства):

·        для профессора – не менее пяти публикаций, включая две и более публикаций в изданиях, индексированных в WoS (индексы SCIE, SSCI, A&HCI) или Scopus либо в журналах из списка https://scientometrics.hse.ru/goodjournals;

·        для доцента – не менее трех публикаций, в том числе не менее одной публикации в изданиях, индексированных в WoS (индексы SCIE, SSCI, A&HCI) или Scopus либо в журналах из списка https://scientometrics.hse.ru/goodjournals;

·        для старшего преподавателя – не менее двух публикаций, в том числе не менее одной публикации в изданиях, индексированных в WoS (индексы SCIE, SSCI, A&HCI) или Scopus либо в журналах из списка https://scientometrics.hse.ru/goodjournals;

·        для преподавателя и для ассистента, принятого на работу на полную преподавательскую ставку более 1 года назад, – не менее двух публикаций, для ассистента, принятого на работу на полную преподавательскую ставку менее 1 года назад, – письменное подтверждение руководителя структурного подразделения о планируемом повышении уровня публикационной активности до уровня преподавателя к моменту прохождения следующего конкурсного отбора.

С 1 января 2020 года критерии, определенные вариантом 3, будут повышены: к преподавателям, старшим преподавателям, доцентам и профессорам будут предъявляться более строгие требования.

Еще одно важное изменение в новых критериях публикационной активности – это возможность для молодых преподавателей, недавно принятых на работу, и пока не имеющих публикаций, пройти конкурсный отбор. С одной стороны, это льгота для молодых, а с другой – серьезные обязательства по достижению через год определенного уровня публикационной активности; эти обязательства берет на себя не только сам молодой преподаватель, но и его руководитель.

 

Критерии преподавательской и организационной активности, учитываемые при прохождении конкурса ППС

Введен новый критерий – общее число лет, когда было получено звание «Лучший преподаватель», за все годы работы. Негласно этот критерий и прежде учитывался при решении конкурсных вопросов.

Еще один новый критерий – среднее арифметическое значение рейтинга в студенческой оценке преподавания (СОП) не ниже 4 баллов за прошедший учебный год (зимний конкурс) или текущий учебный год (летний конкурс). Рейтинговая оценка рассматривается при числе ответивших не менее 10 человек.

Учитывается также выполнение нормативной общей учебной нагрузки в текущем учебном году не менее чем на 75%, и выполнение или активное выполнение обязанностей по единому контракту.

 

Единый контракт и его значение в конкурсе ППС

Единый контракт представляет собой концепцию построения отношений преподавателей и исследователей с университетом, которая формулирует базовые требования к содержанию трудовых обязанностей. Целью введения единого контракта является более активное и полное вовлечение научно-педагогических работников в стратегическую и операционную деятельность университета, включая вовлечение преподавателей в исследовательскую работу, более активное их участие в управлении университетом и полезной деятельности в интересах университета, последовательное внедрение единообразных подходов к содержанию трудовых обязанностей для разных категорий научно-педагогических сотрудников, а также более равномерное распределение трудовых обязанностей внутри структурных подразделений университета.

Идея единого контракта исходит из того, что деятельность преподавателей и ученых университета подразумевает обязательное выполнение трех видов работы – образовательной, исследовательской и организационной, каждая из которых выступает неотъемлемой частью академической жизни.

Образовательная работа включает выполнение научно-педагогическими работниками аудиторной и внеаудиторной учебной работы, а также учебно-методическую деятельность.

Исследовательская работа включает выполнение НПР фундаментальных и прикладных научных исследований, результатом которых выступают научные публикации.

Организационная работа включает участие НПР в работе коллегиальных органов управления НИУ ВШЭ и выполнение организационных функций, связанных с обеспечением текущей деятельности университета, улучшением условий этой деятельности, поддержанием и укреплением репутации университета, а также иные виды полезной деятельности, осуществляемой в интересах университета.

Условия единого контракта не распространяются на следующие категории сотрудников: ППС военной кафедры; кафедры физической культуры; профессоров-исследователей; почетных профессоров; практиков, перешедших в университет на полную ставку, на период двух лет с момента перехода; НПР на период декретных отпусков и отпусков по уходу за ребенком; НПР на период временной нетрудоспособности (более трех месяцев); НПР, работающих на условиях внешнего и внутреннего совместительства; НПР на период длительных творческих отпусков и длительных отпусков без сохранения содержания; НПР на период заключения трудового договора на условиях дистанционной работы.

До начала конкурса ППС руководители структурных подразделений, на вакансии которых проводится конкурсный отбор кандидатов, проводят проверку и оценку отчетов о реализации единого контракта. После заполнения всех данных в электронной системе отчетности преподаватель направляет отчет руководителю для получения оценки.  Руководитель вносит в электронную систему отчетности оценку с использованием стандартной трехзначной шкалы, включающей оценки «невыполнение/недостаточное выполнение»; «выполнение»; «активное выполнение». Напомним, что одним из критериев оценки ППС является получение за отчет оценок «активное выполнение» и «выполнение». В случае необходимости руководитель вносит в электронную систему отчетности комментарий.

 

Дополнительные критерии, которые учитываются во время конкурса ППС

Соответствие перечисленным ниже дополнительным критериям может приниматься во внимание, но эти критерии имеют скорее индикативный, нежели обязательный характер.

Наличие заполненной персональной страницы на корпоративном сайте НИУ ВШЭ с полными текстами программ учебных дисциплин, читаемых в текущем учебном году, полным списком научных и учебно-методических публикаций за последние три года (не включая текущий год) и заполненными идентификаторами (инструкция по заполнению персональных страниц доступна по ссылке: https://portal.hse.ru/personalpages).

Успешное прохождение программы кадрового резерва НИУ ВШЭ (для категорий «Новые преподаватели» и «Будущие профессора»).

Знание английского языка в объеме, необходимом для профессиональной работы, подтвержденное соответствующим сертификатом, преподаванием дисциплин на английском языке или наличием опубликованных работ на английском языке.

Отсутствие неснятых дисциплинарных взысканий претендента за предшествующий календарный год.

Наличие поощрений за предшествующие два календарных года.

Наличие ученой степени кандидата наук или PhD для доцента; доктора наук или PhD для профессора (кроме руководителей подразделений и выдающихся практиков).

Защита кандидатской диссертации в течение двух лет после завершения аспирантуры.

Прохождение обучающего онлайн-курса «Академические ценности НИУ ВШЭ» для преподавателей, проходящих конкурсный отбор впервые и работающих в Вышке менее одного года.

Мы надеемся, что применение описанных выше мер кадровой политики побудит многих коллег к активизации своей исследовательской, преподавательской и организационной деятельности. Это и есть наша основная задача.

 

Изменения в электронной системе конкурсного отбора

С 2014 года мы перешли на электронный документооборот при проведении конкурса ППС. Была создана электронная конкурсная система, позволяющая проводить конкурсный отбор в электронном виде, имеющая сложную систему доступа к информации, обеспечивающая прозрачность конкурсных процедур как для участников конкурса, так и для проводящих оценивание кандидатов. К настоящему моменту к электронной системе подключено более 300 пользователей, и хранятся данные конкурсных отборов ППС, проведенных с 2015 года.

С 2018 года мы ввели несколько важных изменений, о которых необходимо рассказать:

- в конкурсной анкете список публикаций рассматривается в нескольких ракурсах, что позволяет участнику конкурса наиболее полно представить свои достижения, а тем, кто дает рекомендации – дать более объективную оценку. Для этого отдельно даются списки научных и учебно-методических публикаций, публикаций на английском языке, публикаций в изданиях, проиндексированных в WoS или Scopus,либо в журналах из списка https://scientometrics.hse.ru/goodjournals;

- с летнего конкурса 2018 года мы начинаем оценивать не минимальную и максимальную оценку, полученную преподавателем по СОП за предыдущие полгода, а среднеарифметическую рейтинговую оценку (напомним, что она должна быть не менее 4 баллов). При заполнении конкурсной анкеты средняя рейтинговая оценка будет автоматически включена в соответствующее поле анкеты. Если у проходящего конкурсный отбор преподавателя будут сомнения в правильности расчета рейтинговой оценки, при заполнении конкурсной анкеты будет предоставлена возможность указать свою версию среднего рейтинга. Все такого рода сомнения после регистрации на конкурс будут тщательно проверены, и результаты проверки будут сообщаться преподавателям;

- с летнего конкурса ППС кадровая комиссия ученого совета получит возможность в случае необходимости давать в конкурсной электронной системе пояснения и комментарии по своим рекомендациям. Эти комментарии будут доступны участникам конкурсного отбора.

 

Изменения в оплате труда преподавателей

С 1 сентября 2018 года в университете произойдет примерное удвоение гарантированной оплаты труда для штатных преподавателей, в том числе за счет включения в нее части действующих надбавок. Предполагается, что в зависимости от занимаемой должности прирост гарантированной оплаты труда составит от 25 000 до 40 000 рублей в месяц. Преподавательские надбавки, стартовые гранты и академические надбавки 1-го уровня будут трансформированы в персональные надбавки, зафиксированные в трудовом договоре.

Академические надбавки 2-го и 3-го уровней, а также иные виды персональных надбавок, которые финансируются из центрального бюджета, за исключением перечисленных ниже, будут пропорционально скорректированы с выплатой разницы между той или иной надбавкой и суммой, на которую будет увеличена гарантированная оплата труда. Тьюторам также будет установлена надбавка, повышающая размер их заработной платы до соответствующего уровня.

Повышение с 1 сентября 2018 года гарантированной оплаты труда не изменит порядок установления перечисленных ниже надбавок и премиальных выплат, которые назначаются сверх гарантированной оплаты труда:

·        надбавки лучшим преподавателям (включая тьюторов);

·        повышенные надбавки лучшим преподавателям – трехкратным победителям конкурса лучших преподавателей (включая тьюторов);

·        надбавки за исполнение ППС административных обязанностей;

·        надбавки за академическое руководство образовательными программами;

·        надбавки за руководство аспирантскими школами;

·        единовременные премиальные выплаты по итогам работы – премии к юбилейным датам или к выходу на пенсию, выплаты при награждении.

 

Ответы на вопросы

Кто освобождается от участия в конкурсе ППС?

В конкурсе ППС не участвуют:

- работники, имеющие статусы «ординарный профессор», «именной профессор», «профессор-исследователь», «выдающийся практик»;

- деканы факультетов;

- преподаватели Лицея НИУ ВШЭ;

- преподаватели, принятые на работу на места временно отсутствующих сотрудников.

 

Распространяются ли критерии публикационной активности на совместителей?

Критерии публикационной активности применяются для решения вопроса о приеме на работу преподавателей на условиях внутреннего или внешнего совместительства, а также для приема преподавателей на время отсутствия другого работника (конкурсный отбор данные категории преподавателей не проходят).

  

На какие категории преподавателей не распространяются критерии публикационной активности?

Критерии публикационной активности не распространяются на преподавателей факультета коммуникаций, медиа и дизайна; сотрудников, вышедших из отпуска по беременности и родам или из отпуска по уходу за ребенком менее двух лет назад.

В связи со спецификой профессиональной деятельности у профессорско-преподавательского состава факультета коммуникаций, медиа и дизайна исследовательская деятельность может замещаться проектной работой, характер которой регулируется отдельным локальным нормативным актом.

 

В каких случаях возможно сокращение учебной нагрузки для преподавателей?

Возможно сокращение преподавательской нагрузки для ППС, публикующихся в международных рецензируемых журналах (25%); членов кадрового резерва (25%); обладателей степени PhD, нанятых на международном академическом рынке; преподавателей, выполняющих постоянные административные нагрузки (от 10 до 50% в зависимости от должности).
 

Подробности о конкурсе ППС 2018 года доступны по ссылке: https://pps.hse.ru/2nd2018/.