В журнале The Russian Review опубликована статья Игоря Федюкина
В данной статье реконструкция генеалогии школьного здания используется как линза, помогающая проследить артикулирование «дисциплинарных» представлений и практик в России первой половины XVIII века. В допетровской и петровской России школьное здание не воспринималось как инструмент контроля над студентами и оставалось в этом смысле «невидимым» для государства. К моменту восшествия на престол Екатерины II, однако, школьное здание воспринималось как инструмент власти, играющий ключевую роль в организации надзора над учениками и манипулирования их пространством и временем с целью добиться интернализации предписанных моделей поведения и мышления. Изучая сдвиги в понимании школьного здания в образовательных проектах, регламентах и официальной переписке на протяжении десятилетий, мы можем также показать роль «административных предпринимателей» в продвижении нового, «дисциплинарного» понимания специальных соглашений. Одновременно, история осмысления школьного здания иллюстрирует те способы, в которых эти религиозные по своему происхождению методы были "одомашнены" и секуляризованы в российском контексте.
Сайт издательства
Федюкин Игорь Игоревич
Центр источниковедения: Директор