Как видели мир люди X века: доклад Сары Гамильтон
16 апреля 2018 года профессор средневековой истории университета Эксетера Сара Гамильтон выступила в Высшей школе экономики с докладом на тему «Как видели мир люди X века».
В начале своей лекции докладчица отметила, что очень часто X век рассматривается исследователями как «темный» и «пессимистический». По их мнению, он был временем социальной нестабильности, доминирования армии над другими общественными институтами. Однако, делая подобные выводы, основывающиеся на источниках того времени, необходимо помнить, что сознание людей X века не было секулярным. Согласно их интерпретации, все несчастья — это наказания Бога за грехи человечества. X век много размышлял о скором приходе Антихриста, который должен был наказать всех неверных, что, в свою очередь, обуславливало необходимость частных и публичных покаяний, а также активного распространения покаянных книг (Penitential books).
Немаловажно, что средневековые хроники как правило начинались от Сотворения мира или от рождения Христа, а заканчивались Страшным судом. История в них перестает как мировая драма, где человек всегда должен быть готов ко Второму пришествию. Кроме того, если в Ветхом Завете время циклично, то в Новом, по точному выражению Августина, оно как бы «развертывается» и становится линейным. Так, земная жизнь представляется лишь приготовлением к жизни небесной.
После рассказа о религиозных представлениях людей X века Сара Гамильтон подробнее остановилась на описании королевской власти. По ее словам, христианские правители выступали посредниками между небом и землей, Церковью и людьми. Будучи помазанным елеем, правитель оказывался как бы промежуточным звеном между светским и духовным мирами. Хороший правитель должен был всегда править самостоятельно, оказывать поддержку бедным и слабым и выказывать подлинное смирение перед Христом, подражать ему.
Далее исследовательница рассказала о том, что существует несколько основных концепций власти. Согласно первой из них, короли — это люди, которые управляют определенными территориями и последовательно сменяют друг друга. Вторая же, концепция персональной власти, говорит о том, что король — это тело политики, он един со своим королевством, он и есть само королевство. Такой взгляд ярко отразился в книге Эрнста Канторовича «Два тела короля», где он приводит утверждение о том, что Король (с большой буквы), в отличии от земного короля (с маленькой буквы) никогда не умирает, но продолжает жить вечно.
После разговора о королевской власти, Сара Гамильтон затронула вопрос об уровнях самоидентификации людей десятого века и о языковой ситуации раннего Средневековья. Она выделила три уровня: местный (деревня или город), региональный (страна или княжество) и «национальный» (например, Восточная Франция). Латынь выступала в качестве универсального языка, на котором велись богослужения. Однако Англия была исключением. Староанглийский язык использовался там в качестве церковного наравне с латинским. На него были переведены труды многих церковных деятелей, например, Григория Великого. На староанглийском так же записывались исповеди и специальные разговорники для монахов.
Анастасия Ермолаева