• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как видели мир люди X века: доклад Сары Гамильтон

16 апреля 2018 года профессор средневековой истории университета Эксетера Сара Гамильтон прочитала лекцию бакалаврам программы «История». Анастасия Ермолаева записала ключевые тезисы

16 апреля 2018 года профессор средневековой истории университета Эксетера Сара Гамильтон выступила в Высшей школе экономики с докладом на тему «Как видели мир люди X века».

В начале своей лекции докладчица отметила, что очень часто X век рассматривается исследователями как «темный» и «пессимистический». По их мнению, он был временем социальной нестабильности, доминирования армии над другими общественными институтами. Однако, делая подобные выводы, основывающиеся на источниках того времени, необходимо помнить, что сознание людей X века не было секулярным. Согласно их интерпретации, все несчастья — это наказания Бога за грехи человечества. X век много размышлял о скором приходе Антихриста, который должен был наказать всех неверных, что, в свою очередь, обуславливало необходимость частных и публичных покаяний, а также активного распространения покаянных книг (Penitential books).


Немаловажно, что средневековые хроники как правило начинались от Сотворения мира или от рождения Христа, а заканчивались Страшным судом. История в них перестает как мировая драма, где человек всегда должен быть готов ко Второму пришествию. Кроме того, если в Ветхом Завете время циклично, то в Новом, по точному выражению Августина, оно как бы «развертывается» и становится линейным. Так, земная жизнь представляется лишь приготовлением к жизни небесной.


После рассказа о религиозных представлениях людей X века Сара Гамильтон подробнее остановилась на описании королевской власти. По ее словам, христианские правители выступали посредниками между небом и землей, Церковью и людьми. Будучи помазанным елеем, правитель оказывался как бы промежуточным звеном между светским и духовным мирами. Хороший правитель должен был всегда править самостоятельно, оказывать поддержку бедным и слабым и выказывать подлинное смирение перед Христом, подражать ему.


Далее исследовательница рассказала о том, что существует несколько основных концепций власти. Согласно первой из них, короли — это люди, которые управляют определенными территориями и последовательно сменяют друг друга. Вторая же, концепция персональной власти, говорит о том, что король — это тело политики, он един со своим королевством, он и есть само королевство. Такой взгляд ярко отразился в книге Эрнста Канторовича «Два тела короля», где он приводит утверждение о том, что Король (с большой буквы), в отличии от земного короля (с маленькой буквы) никогда не умирает, но продолжает жить вечно.


После разговора о королевской власти, Сара Гамильтон затронула вопрос об уровнях самоидентификации людей десятого века и о языковой ситуации раннего Средневековья. Она выделила три уровня: местный (деревня или город), региональный (страна или княжество) и «национальный» (например, Восточная Франция). Латынь выступала в качестве универсального языка, на котором велись богослужения. Однако Англия была исключением. Староанглийский язык использовался там в качестве церковного наравне с латинским. На него были переведены труды многих церковных деятелей, например, Григория Великого. На староанглийском так же записывались исповеди и специальные разговорники для монахов.


Анастасия Ермолаева