• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международная конференция "СССР и «западный мир»"

21–22 июня в ИГИТИ имени А. В. Полетаева проходила международная конференция "СССР и «западный мир»: политические эпистемологии и марксизм 1917–1945–1968". Конференция была сфокусирована на специфике политических эпистемологий интеллектуалов (в широком смысле): в первую очередь, ученых, занятых гуманитарными, естественными и точными науками, но также художников и литераторов. Смотрите фоторепортаж.

Октябрьская революция 1917 года провозгласила начало нового общества, основанного на марксистской (марксистско-ленинской) философии. Диалектика, материализм, "пролетаризм" с этого момента доминировали в советских дискуссиях, происходивших в искусстве, гуманитарных и естественных науках. Однако эпистемологические вопросы о границах между наукой, идеологией и политикой; о разграничении науки и искусства, науки и идеологии, могли непосредственно влиять на изменения в законодательстве, образовании и управлении. Кроме того, марксистская эпистемология выходила за границы советских территорий, так как дискуссии о марксизме и его интеллектуальном значении велись от Парижа до Пекина, от Москвы до Мехико. После 1945 года в новых геополитических условиях власть получили определенные центрально-европейские версии марксизма. Очевидно, интеллектуальную сферу характеризовали как преемственность, так и разрывы, которые происходили на личном, социальном, эпистемологическом и других уровнях, влияя не только на Советский союз, но и на весь мир.

Программа конференции

Конференция была сфокусирована на специфике политических эпистемологий интеллектуалов (в широком смысле): в первую очередь, ученых, занятых гуманитарными, естественными и точными науками, но также художников и литераторов. Следуя за концепцией «антропологии знания», разработанной Иегудой Элкана, и за тезисом Карла Мангейма об эпистемологиях как «аспектных структурах», мы решили сосредоточиться на следующем вопросе — как индивидуальные и коллективные эпистемологии структурировались в результате внешнего воздействия, и, в то же время, сами формировали политические взгляды интеллектуалов. Понимая специфику аналитических категорий культурное, социальное, политическое, т.д., мы предлагаем посмотреть, как они сформировались совместно с их ключевыми эпистемологическими понятиями, такими как истина, доказательство, эксперимент, а также с присущей им автономией, то есть способностью к критическому исследованию. Отдельной задачей стало рассмотрение влияния названных категорий на создание собственных идентичностей теми индивидами и группами, которые хотели их репрезентировать в публичном пространстве. Эта конференция стала второй в серии мероприятий, посвященных (восточно-) европейским эпистемологиям. Первая конференция «Политические эпистемологии Восточной Европы» прошла в Эрфурте в ноябре 2017 года, третья состоится там же в октябре 2018 года («Новая культура истины? О трансформации политических эпистемологий с 1960-х годов»).

Организационный комитет:

  • Фридрих Каин (Центр перспективных культурных и социальных исследований имени Макса Вебера, Эрфуртский университет);
  • Александр Дмитриев (Институт теоретических и исторических гуманитарных исследований имени А. В. Полетаева, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва);
  • Дитлинд Хюхткер (Институт истории и культуры восточной Европы им. Лейбница (ГВЦО), Лейпциг);
  • Ян Сурман (ИГИТИ НИУ ВШЭ).

Организаторы: