• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4

Телефон: +7 495 772-95-90 *22161

Email: fgn@hse.ru

 

Руководство
Научный руководитель Руткевич Алексей Михайлович
Первый заместитель декана Носов Дмитрий Михайлович
Заместитель декана по науке Вдовин Алексей Владимирович
Заместитель декана по международной деятельности Исэров Андрей Александрович
Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками Файер Владимир Владимирович
Мероприятия
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Античность

5/4 года

46.03.01 «История»: 5 лет, очная форма обучения

45.03.01 «Филология»: 4 года, очная форма обучения

20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Ассириология

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Библеистика и история древнего Израиля

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
30/200/30
30 бюджетных мест
200 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
69/25/3
69 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3
35 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Монголия и Тибет

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Турция и тюркский мир

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
50/65/3
50 бюджетных мест
65 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/20/3
45 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
47/45/6
47 бюджетных мест
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Эфиопия и арабский мир

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Языки и литература Индии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Языки и литература Юго-Восточной Азии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Язык и литература Ирана

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Язык и литература Японии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Germanica: история и современность

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Античная и восточная археология

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
17/5
17 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
26/5/6
26 бюджетных мест
5 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
21/5
21 бюджетное место
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом

2 года
Очная форма обучения
17/5
17 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
20/6
20 бюджетных мест
6 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Мусульманские миры в России (История и культура)

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
18/5
18 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Философия и история религии

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
18/5/1
18 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

«Мой мозг счастлив»: состоялась III Московско-тартуская школа по Digital Humanities

Очередная Московско-тартуская школа по цифровым гуманитарным исследованиям подарила некоторым участникам ощущение новизны, а другим — приятное чувство «входа в колею». Разнообразие отзывов — еще одно свидетельство многоликости Digital Humanities.

С 1 по 7 октября 2018 года прошла III Московско-тартуская школа по цифровым гуманитарным исследованиям. Как и в прошлом году, любители (и профессионалы) Digital Humanities собрались в учебном центре «Вороново» — по меткому выражению одного из участников школы, «вдали от мирских соблазнов, на природе и при этом не бесконечно далеко от города». Такая обстановка благоприятствовала обмену идеями, совместной исследовательской работе и вообще всякому научному сотрудничеству и со-творчеству.

УЦ Вороново

УЦ «Вороново» в дни проведения школы

В этом году школа впервые состояла из двух частей: подготовительной и основной. Подготовительный этап проходил 1 – 3 октября. Он был организован для желающих погрузиться в мир Digital Humanities «с нуля», а также освоить на практике ряд популярных исследовательских инструментов цифрового гуманитария: корпусные менеджеры, программы для сетевого анализа, геоинформационные приложения.

Основной этап проходил с 4 по 7 октября и был выстроен по традиционной схеме: по утрам участники слушали лекции по разным темам на стыке цифрового и гуманитарного, а затем расходились по тьюториалам (мастерским).

III Московско-Тартуская школа по цифровым гуманитарным исследованиям, лекция филология в цифровую эпоху

У каждого тьюториала была некоторая исследовательская задача — например, изучить, как эволюционировали значения слов в русских новостных текстах (в частности, в сменившей редакцию Ленте.ру), или проанализировать то, как функционируют в художественных текстах обозначения частей тел персонажей. 

III Московско-Тартуская школа по цифровым гуманитарным исследованиям, тьюториал "Литературная топография тел"

Представление итогов тьюториала «Литературная топография тел»

Каждая команда (2-8 человек) прошла путь от осмысления своей задачи (иногда — с корректировкой в процессе), изучения данных и подбора соответствующих инструментов до презентации результатов коллегам. Полный список тьюториалов с описаниям можно найти на страничке школы.

III Московско-Тартуская школа

Представление итогов тьюториала «Networks of Repression»

Итоговые презентации показали, что за два дня работы небольшая команда людей с очень разными бэкграундами и без навыков программирования способна произвести пусть сырое и пробное, но все-таки законченное исследование. И получить результаты, которые не были запрограммированы организатором тьюториала заранее. Например, участники тьюториала по стилеметрии, проведенного польской исследовательницей Йоанной Бышук (Joanna Byszuk), нашли количественные подтверждения тому, что исполнитель Rickey F писал тексты Юрию Хованскому в качестве «гострайтера». При этом о действительно произошедшем медиаскандале вокруг текстов Хованского/Rickey F исследователи узнали уже после того, как получили «странные» результаты определения авторства на рэп-текстах.  

III Московско-Тартуская школа по цифровым гуманитарным исследованиям, тьюториал Stylometry with R

Представление итогов тьюториала «Stylometry with R»

В этом году школа оказалась шире предыдущих по охвату тем и дисциплин. Лекции касались самых разных тем (оцифровка музейных коллекций, game studies, сохранение digital-born информации, машинное обучение в гуманитарных исследованиях), да и спектр тьюториалов заметно расширился — теперь в нем кроме традиционной для МТШ «вычислительной филологии» были представлены и цифровая история, и internet studies, и количественный анализ медиа. Судя по отзывам, участникам такое расширение понравилось.

Отзывы о школе

Динара Гагарина , участница школы, доцент НИУ ВШЭ в Перми, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин социально-гуманитарного факультета 

Школа в Вороново — единственная школа по Digital Humanities такого масштаба в России. Высочайший содержательный уровень лекций и тьюториалов, охват разных направлений (и Digital Humanities, и Humanities вообще), большое количество участников. Думаю, стоит думать об увеличении срока школы в следующем году.

Также нам нужны новые форматы и расширение географии образовательных мероприятий по цифровым гуманитарным наукам, очевидно, необходимы школы и вводные семинары для начинающих — тех студентов и преподавателей гуманитарных дисциплин, кто только планирует погрузиться в тематику Digital Humanities.

Инна Кижнер , лектор школы, старший преподаватель Кафедры информационных технологий в креативных и культурных индустриях Сибирского федерального университета, член EADH

Практика научной работы с использованием подготовленного тьютором набора данных и инструментов означает, что исследование проводится в sand-box (песочницу). Участникам предлагают методологию, экспериментальный дизайн и набор инструментов под наблюдением опытного исследователя. У слушателей возникает опыт научного творчества (или по крайней мере его реалистичная иллюзия), который подкрепляется опытом наблюдения, когда законченные исследования предлагаются во время лекционных сессий. Такой опыт полезен для формирования научного опыта, обучения постановке задач и выбора методологии для анализа данных.

Обсуждения результатов во время последней презентационной сессии приводят к тому, что слушатели обученные на материале тьюториалов, получают ряд (почти решенных) задач, которые они могут улучшить, обновить, предложить иной подход к решению, сравнить «свою» методологию и результаты с чужой методологией и результатами. Сессия усиливает понимание многообразия подходов и делает участников на шаг ближе к тому, чтобы попытаться применить те же методы к своим наборам данных и задачам.

Школа проводится в традиции обучения молодых исследователей, в частности в традиции, которая практиковалась в Красноярской летней школе с 1970-х. Особенно ярко это традиция была представлена группой «Нооген», которая в 1980–1990-х предлагала слушателям Красноярской летней школы задачи, в которых моделировались возможные миры с обсуждением в группах и последующей презентационной сессией. 

Юлия Петухова, ведущая тьюториала, Гейдельбергский университет им. Рупрехта и Карла

Я в восторге от людей, которые приехали в школу — преподавателей и студентов — всех! Мне было безумно приятно и интересно с вами общаться, вы лучшие собеседники! Для меня школа была глотком свежего воздуха в замучившей рутине офисной работы. Весело, интересно, просто чудесно!

Анастасия Хорошева, участница школы

Это был отличный опыт! Четыре ярких дня, за которые я узнала много нового (от методов в нарратологии до различии в distance measures при кластерном анализе), познакомилась с большим количеством замечательных людей, в дополнение к этому выучила новую польскую скороговорку, и самое главное — вдохновилась на проведение одного пост-школьного исследования по стилометрии. Это было отлично!

Александра Аргамакова, участница школы

Спасибо за школу организаторам, преподавателям и участникам! Поток полезной информации и ценных знаний. Было увлекательно и незабываемо. 

Борис Орехов, ведущий тьюториала, доцент школы лингвистики НИУ ВШЭ, сотрудник Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ

Один уважаемый мной кинокритик про некоторый новый фильм сказал: «Это не великое кино, а нечто большее. Это нормальное кино». Мне кажется, наша третья школа тоже стала чем-то большим, чем выдающееся событие, она стала следующей регулярной встречей заинтересованных и интеллектуально сильных людей , на которой примерно понятно, чего следует ожидать, и оно самое и случилось. Предсказуемость —  не всегда плохо. И это как раз тот самый случай. Если первая школа была наполнена сильными эмоциями, удивлением, новыми лицами, знакомствами, неожиданными результатами, то сейчас доминирующей стала (опять-таки) нормальная рабочая обстановка. Следствие этого — гораздо более высокое качество работы исследовательских групп. Кроме того, чем занимались на нашем тьюториале мы (анализ кратких пересказов разных эпох и литератур), мне очень понравились результаты, которые получились у группы, занимавшейся сетевым анализом детективов. 

итоги детективно-сетевого тьюториала на школе по цифровым гуманитарным исследованиям ниу вшэ (7 октября 2018, Вороново)

Представление итогов детективно-сетевого тьюториала 

Тема эта увлекательная, но обычно довольно мало полезного сообщает исследователю. На мой взгляд, ребятам удалось за краткие два дня получить серьёзные и небанальные результаты, поддерживающие веру в то, что этот подход имеет право на существование в литературоведении.

Екатерина Павленко, участница школы

Спасибо, мой мозг счастлив!

***

Остается только пожалеть, что не всем, кто планировал побывать на школе в Вороново, удалось это сделать.

Бейджики Лейбов и Лекманов

Вас не хватало!