Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4
Телефон: +7 495 772-95-90 *22161
Email: fgn@hse.ru
Адрес для корреспонденции:
101000, Москва, ул. Мясницкая 20
Всем, кто хотел бы лучше познакомиться с факультетом гуманитарных наук, рекомендуем посмотреть здесь лекции наших преподавателей.
Чтобы всегда быть в курсе мероприятий, проходящих на факультете, рекомендуем подписаться на рассылку
Факультет готовит преподавателей и исследователей в области языка и литературы, философии, истории и современной культуры. На факультете преподают ведущие российские ученые и практики из разных областей культуры, а также приглашенные иностранные специалисты. Студенты факультета получают современное гуманитарное образование и основательную языковую подготовку, позволяющие им по окончании университета находить себе широкое профессиональное применение.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
М.: Новое литературное обозрение, 2022.
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
13 платных мест
2 платных места для иностранцев
16 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения
45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
35 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
180 платных мест
15 платных мест для иностранцев
70 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
35 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
30 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
19 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
20 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
34 бюджетных места
8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
10 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
18 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
С 1 по 7 октября 2018 года прошла III Московско-тартуская школа по цифровым гуманитарным исследованиям. Как и в прошлом году, любители (и профессионалы) Digital Humanities собрались в учебном центре «Вороново» — по меткому выражению одного из участников школы, «вдали от мирских соблазнов, на природе и при этом не бесконечно далеко от города». Такая обстановка благоприятствовала обмену идеями, совместной исследовательской работе и вообще всякому научному сотрудничеству и со-творчеству.
В этом году школа впервые состояла из двух частей: подготовительной и основной. Подготовительный этап проходил 1 – 3 октября. Он был организован для желающих погрузиться в мир Digital Humanities «с нуля», а также освоить на практике ряд популярных исследовательских инструментов цифрового гуманитария: корпусные менеджеры, программы для сетевого анализа, геоинформационные приложения.
Основной этап проходил с 4 по 7 октября и был выстроен по традиционной схеме: по утрам участники слушали лекции по разным темам на стыке цифрового и гуманитарного, а затем расходились по тьюториалам (мастерским).
У каждого тьюториала была некоторая исследовательская задача — например, изучить, как эволюционировали значения слов в русских новостных текстах (в частности, в сменившей редакцию Ленте.ру), или проанализировать то, как функционируют в художественных текстах обозначения частей тел персонажей.
Представление итогов тьюториала «Литературная топография тел»
Каждая команда (2-8 человек) прошла путь от осмысления своей задачи (иногда — с корректировкой в процессе), изучения данных и подбора соответствующих инструментов до презентации результатов коллегам. Полный список тьюториалов с описаниям можно найти на страничке школы.
Представление итогов тьюториала «Networks of Repression»
Итоговые презентации показали, что за два дня работы небольшая команда людей с очень разными бэкграундами и без навыков программирования способна произвести пусть сырое и пробное, но все-таки законченное исследование. И получить результаты, которые не были запрограммированы организатором тьюториала заранее. Например, участники тьюториала по стилеметрии, проведенного польской исследовательницей Йоанной Бышук (Joanna Byszuk), нашли количественные подтверждения тому, что исполнитель Rickey F писал тексты Юрию Хованскому в качестве «гострайтера». При этом о действительно произошедшем медиаскандале вокруг текстов Хованского/Rickey F исследователи узнали уже после того, как получили «странные» результаты определения авторства на рэп-текстах.
Представление итогов тьюториала «Stylometry with R»
В этом году школа оказалась шире предыдущих по охвату тем и дисциплин. Лекции касались самых разных тем (оцифровка музейных коллекций, game studies, сохранение digital-born информации, машинное обучение в гуманитарных исследованиях), да и спектр тьюториалов заметно расширился — теперь в нем кроме традиционной для МТШ «вычислительной филологии» были представлены и цифровая история, и internet studies, и количественный анализ медиа. Судя по отзывам, участникам такое расширение понравилось.
Школа в Вороново — единственная школа по Digital Humanities такого масштаба в России. Высочайший содержательный уровень лекций и тьюториалов, охват разных направлений (и Digital Humanities, и Humanities вообще), большое количество участников. Думаю, стоит думать об увеличении срока школы в следующем году.
Также нам нужны новые форматы и расширение географии образовательных мероприятий по цифровым гуманитарным наукам, очевидно, необходимы школы и вводные семинары для начинающих — тех студентов и преподавателей гуманитарных дисциплин, кто только планирует погрузиться в тематику Digital Humanities.
Практика научной работы с использованием подготовленного тьютором набора данных и инструментов означает, что исследование проводится в sand-box (песочницу). Участникам предлагают методологию, экспериментальный дизайн и набор инструментов под наблюдением опытного исследователя. У слушателей возникает опыт научного творчества (или по крайней мере его реалистичная иллюзия), который подкрепляется опытом наблюдения, когда законченные исследования предлагаются во время лекционных сессий. Такой опыт полезен для формирования научного опыта, обучения постановке задач и выбора методологии для анализа данных.
Обсуждения результатов во время последней презентационной сессии приводят к тому, что слушатели обученные на материале тьюториалов, получают ряд (почти решенных) задач, которые они могут улучшить, обновить, предложить иной подход к решению, сравнить «свою» методологию и результаты с чужой методологией и результатами. Сессия усиливает понимание многообразия подходов и делает участников на шаг ближе к тому, чтобы попытаться применить те же методы к своим наборам данных и задачам.
Школа проводится в традиции обучения молодых исследователей, в частности в традиции, которая практиковалась в Красноярской летней школе с 1970-х. Особенно ярко это традиция была представлена группой «Нооген», которая в 1980–1990-х предлагала слушателям Красноярской летней школы задачи, в которых моделировались возможные миры с обсуждением в группах и последующей презентационной сессией.
Я в восторге от людей, которые приехали в школу — преподавателей и студентов — всех! Мне было безумно приятно и интересно с вами общаться, вы лучшие собеседники! Для меня школа была глотком свежего воздуха в замучившей рутине офисной работы. Весело, интересно, просто чудесно!
Это был отличный опыт! Четыре ярких дня, за которые я узнала много нового (от методов в нарратологии до различии в distance measures при кластерном анализе), познакомилась с большим количеством замечательных людей, в дополнение к этому выучила новую польскую скороговорку, и самое главное — вдохновилась на проведение одного пост-школьного исследования по стилометрии. Это было отлично!
Спасибо за школу организаторам, преподавателям и участникам! Поток полезной информации и ценных знаний. Было увлекательно и незабываемо.
Один уважаемый мной кинокритик про некоторый новый фильм сказал: «Это не великое кино, а нечто большее. Это нормальное кино». Мне кажется, наша третья школа тоже стала чем-то большим, чем выдающееся событие, она стала следующей регулярной встречей заинтересованных и интеллектуально сильных людей , на которой примерно понятно, чего следует ожидать, и оно самое и случилось. Предсказуемость — не всегда плохо. И это как раз тот самый случай. Если первая школа была наполнена сильными эмоциями, удивлением, новыми лицами, знакомствами, неожиданными результатами, то сейчас доминирующей стала (опять-таки) нормальная рабочая обстановка. Следствие этого — гораздо более высокое качество работы исследовательских групп. Кроме того, чем занимались на нашем тьюториале мы (анализ кратких пересказов разных эпох и литератур), мне очень понравились результаты, которые получились у группы, занимавшейся сетевым анализом детективов.
Представление итогов детективно-сетевого тьюториала
Тема эта увлекательная, но обычно довольно мало полезного сообщает исследователю. На мой взгляд, ребятам удалось за краткие два дня получить серьёзные и небанальные результаты, поддерживающие веру в то, что этот подход имеет право на существование в литературоведении.
Спасибо, мой мозг счастлив!
***
Остается только пожалеть, что не всем, кто планировал побывать на школе в Вороново, удалось это сделать.
Вас не хватало!