• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад Ольги Пановой «Живописный жанр “демоны и духи” в контексте городской культуры X–XII вв.»

11 апреля 2019 г. в рамках семинара ИКВИА ВШЭ «Души и духи в китайской культуре» состоялся доклад Ольги Пановой, в котором рассматривалась типология жанра «духи и демоны» (гуй-шэнь) в китайской живописи, критерии ее оценки и культурно-исторический контекст создания изображений данной категории.

Доклад Ольги Пановой «Живописный жанр “демоны и духи” в контексте городской культуры X–XII вв.»

Доклад был посвящен тематическому направлению китайской живописи «гуй шэнь» (鬼神) и его роли в городской культуре эпохи Северная Сун (960–1127) и Южная Сун (1127–1279).

В начале доклада была кратко рассмотрена семантика терминов «гуй» и «шэнь», основные этапы формирования данного направления в живописи Китая и критерии его оценки.

Далее были рассмотрены несколько типов изображений, принадлежащие этому жанру. В первую очередь, мы обсудили пришедшую из буддизма тему загробного суда и иконографию изображения адских мучений в серии свитков под названием «Десять правителей [ада]» 十王圖. Затем мы перешли к образу покорителя бесов Чжун Куя 鍾馗 и рассмотрели, какую роль изображения данного персонажа играли в контексте празднования Нового года в традиционном Китае.

Заключительная часть доклада была посвящена анализу семантики произведения художника XIII в. Ли Суна «Магический спектакль скелета» 骷髏幻戲.

Во время обсуждения было предложено углубить анализ темы скелета в китайской живописи изучением сюжетной прозы эпохи Тан и Сун.

Иллюстрации:

Цзинь Чуши, «Десять правителей [ада]». XII в., музей Метрополитен.

Янь Гэн, «Чжун Куй провожает сестру замуж». XIII в., музей Метрополитен.

 

Души и духи в китайской культуре