• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конференция «Русский язык в мно­го­языч­ном мире – 2019»

Каждый год в апреле Школа лингвистики собирает исследователей изо всех стран мира, чтобы провести три научно насыщенных дня за обсуждением жизни русского языка в мире. Этот год не стал исключением.

С утра солнечного 10 апреля по вечер дождливого 12 апреля российские и зарубежные лингвисты обменивались своими (не)большими открытиями и исследованиями, касающимися русского языка в различных формах, видах и местах.

В этом году наша ежегодная конференция не только значительно увеличила количество интересных докладов, но и расширила географию докладчиков. Практики РКИ из Грузии и Америки показали разработки новейших курсов РКИ для университетов, об особенностях эритажных носителей рассуждали исследователи из Германии, Швеции, Италии, Израиля и Финляндии, об экспериментах eye-trackingи усвоении русской родовой системы рассказывали Марит Вестергаард и Наталья Митрофанова из университета Тромсё.

Многие участники конференции говорили о детях (и далеко не потому что они цветы жизни). Стелла Цейтлин рассказывала о разнице между грамматическими ошибками в L1 и L2, Татьяна Кузьмина раскрывала специфику онтолингвистического подхода в обучении детей, а Мария Воейкова разбирала экстралингвистические влияния на усвоение немецкого у русскоязычных детей.

Большим адмиральским кораблем выступали и вышкинские лингвисты: Валентина Апресян с Александром Орловым представили исследование на базе корпуса газетных заголовков, Александр Пиперски поведал о смыслах русских региональных выражений, Антон Сомин сравнил трудности РКИ-преподавателя и преподавателя белорусского как иностранного (спойлер: последним тяжелее), Юлия Кувшинская и Екатерина Власова показывали мастер-класс по исследованию русского языка в лингвистических корпусах КРУТ и RLC.

В рамках динамичной сессии по презентации реальных кейсов и ресурсов показали свежеразработанный онлайн-курс «Как скажешь!» команда Анны Левинзон. По признанию самих слушателей, во время ресурсной сессии они открыли, как активно цифровизуются практики преподавания и исследования русского языка в разных институтах и как их радует участие студентов в реальных работающих проектах по разработке «цифрового будущего преподавания русского языка».

Новшеством этого года было проведение постерной сессии во второй день конференции. Молодые исследователи представили аудитории широкий размах проблем: от исследования речи детей-билингвов и анализа ошибок в русской речи иностранных студентов до лингводидактических особенностей создания компьютерных РКИ-игр и использования конечных автоматов для анализа нестандартных текстов на русском.