Хромой верблюд, склянка с мочой и другие истории: тема «разгадывания примет» в персидской классике — доклад Натальи Чалисовой
Тема обретения знания формировалась в персидской поэзии под знаком суфизма; поэтические персонажи, увлеченные поисками высшей истины — это главным образом мистики, для которых инструментом и органом познания является просветленное сердце; сторонникам рационального познания скорее отводится роль «отрицательных примеров» следования по ложному пути. Однако в развлекательной литературе (книги жанра адаб), а также в фольклоре, встречается немало историй о разуме, проницательности и умении доискаться до истины житейской, герои которых — философы, врачи или астрологи.
Карло Гинзбург — историк и теоретик истории — прямо указывает на арабский термин фирāса, который неоднократно фигурировал в примерах по ходу доклада, и пишет, что «это сложное понятие, в целом обозначающее способность мгновенно переходить от известного к неизвестному, основываясь на знаменательных признаках». Преемство налицо и в таких концептах, как «серендипность» (serendipity) и «Метод Задига» (The method of Zadig).
Институт классического Востока и античности: Главный научный сотрудник
Все новости автора