Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4
Телефон: +7 495 772-95-90 *22161
Email: fgn@hse.ru
Адрес для корреспонденции:
101000, Москва, ул. Мясницкая 20
Всем, кто хотел бы лучше познакомиться с факультетом гуманитарных наук, рекомендуем посмотреть здесь лекции наших преподавателей.
Чтобы всегда быть в курсе мероприятий, проходящих на факультете, рекомендуем подписаться на рассылку
Факультет готовит преподавателей и исследователей в области языка и литературы, философии, истории и современной культуры. На факультете преподают ведущие российские ученые и практики из разных областей культуры, а также приглашенные иностранные специалисты. Студенты факультета получают современное гуманитарное образование и основательную языковую подготовку, позволяющие им по окончании университета находить себе широкое профессиональное применение.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
М.: Новое литературное обозрение, 2022.
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
13 платных мест
2 платных места для иностранцев
16 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения
45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
35 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
180 платных мест
15 платных мест для иностранцев
70 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
35 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
30 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
19 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
20 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
34 бюджетных места
8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
10 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
18 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
Сначала на факультете была проведена своего рода инвентаризация. В ее ходе выяснилось, с одной стороны, что разного рода проектов на факультете выполняется бесчисленное множество. Но, с другой, мало какие из них подходят под принятое в ВШЭ понимание того, что такое проект.
«Настоящий» проект предполагает наличие заказчика и исполнителей, совместную работу, конкретный результат, а желательно (хотя и необязательно) финансирование.
На втором этапе прошла серия обсуждений с руководителями школ и другими заинтересованными коллегами о том, какие направления проектной деятельности могли бы приобрести для факультета приоритетное значение, объединяя представителей разных школ и дисциплин. Договорились, что таких направлений можно пока выделить четыре:
1. Современная теория гуманитарного знания.
Конечно, далеко не все гуманитарии интересуются теорией, но гуманитарный факультет без обсуждения общих горизонтов гуманитаристики выглядит не очень убедительно.
2. Цифровая гуманитаристика.
Тут мы переходим от актуальных теорий к актуальным исследовательским методам. В области DH у нас имеется преимущество перед коллегами в других университетах, и его никак нельзя упустить.
3. Перевод, рассматриваемый как важный элемент взаимодействия культур.
Тут открывается широкое поле для самых разных исследований — от методических аспектов перевода с одного конкретного языка на другой до теоретических вопросов взаимодействия между культурами.
4. Россика.
Чем как не российской культурой в самых разных ее проявлениях занимается очень значительная часть наших историков, филологов, лингвистов и культурологов?
Список из этих четырех пунктов отнюдь не окончательный — со временем должны будут появляться и другие.
Определившись со стратегическими направлениями, мы провели конкурс проектов, чтобы выявить на факультете инициативные группы и их лидеров. (Собственно, конкурсов было два параллельных, но о втором — студенческом — здесь говорить не будем). В итоге жюри в лице Научной комиссии ФГН получило на рассмотрение 37 заявок, из которых оно выбрало 30, чтобы поддержать их из заработанных факультетом средств. 15 проектов получили относительно небольшие «подъемные», 12 проектов — средние по величине гранты, а еще три — большие. Теперь руководство факультета примеряет на себя новую роль — оно становится заказчиком, притом, хотелось бы надеяться, заказчиком строгим. За выполнением проектов и за его результатами нужно будет установить пристальный контроль.
Однако уже после окончания факультетского конкурса появился новый заказчик — гораздо более крупный и состоятельный, чем ФГН, — в лице руководства ВШЭ. Нам были предложены для разработки восемь проектов:
Междисцииплинарные и межкампусные мегапроекты ВШЭ составили первый уровень, на котором ФГН представлен своими проектными группами наряду с другими факультетами.
Сами же эти факультетские проектные группы относятся ко второму уровню. На нем же оказались и проекты, предложенные руководителями школ в качестве особо перспективных. Всего на втором уровне 16 проектных групп, причем не везде руководителями оказались сотрудники ФГН: в нескольких случаях руководство передано коллегам из петербургского кампуса.
Наконец, на третьем уровне оказались такие проекты — победители факультетского конкурса - которые не были отобраны для второго или третьего и потому будут финансироваться только из средств ФГН — во всяком случае, пока. Перемещение с одного уровня на другой в принципе возможно — притом не обязательно только в направлении снизу вверх.
Впрочем, проекты не только первого или второго, но и третьего уровня не являются монополией ФГН. Напротив, мы будем только приветствовать включение в них коллег из других факультетов и с других кампусов.
Естественно, что мегапроект по экономической истории обсуждается сейчас с целым рядом сотрудников ФЭН во главе с деканом. Не меньше мы заинтересованы во взаимодействии с ФСН, ФКМД и другими факультетами.
Далеко не для всех гуманитариев проектная работа — дело привычное или хотя бы хорошо знакомое. В ближайшие месяцы нам многое придется менять в содержании и организации научных занятий. Вместе с факультетом бизнеса и менеджмента и факультетом права ФГН этим летом вступил в полосу серьезных перемен, а вскоре за нами должны последовать и остальные факультеты ВШЭ.
М.А. Бойцов