«Маховик успеха»
Изучение истории коллекционирования – один из важнейших способов для понимания художественных процессов. История заказа, формирование рынка, существование общественного вкуса – словом, все то, что изучает социальная история искусств, открывают, порой, совершенно неожиданные или непривычные нам в контексте существующей искусствоведческой парадигмы вещи. Например, повторение, таким, казалось бы, современным и независимым художником, как Клод Моне своих стогов, было во многом обусловлено не поиском удачного мотива, а установившимся спросом американских собирателей именно на эти работы художника.
В части курса, прочитанной нам Алексеем Валерьевичем, мы разбирали коллекционирование французского искусства второй половины XIX - начала XX вв. Всех коллекционеров этого периода можно поделить на три поколения. Первое (1870-е – 1890-е гг.)– больше друзья еще не модных тогда импрессионистов, чем коллекционеры в прямом смысле этого слова. Второе (1890-е – 1910-е гг.) – увлеченные любители, руководствующиеся в своих покупках исключительно чувствами. И, наконец, третье (1900-е – 1910-е гг.) – рациональные собиратели, конструирующие свои коллекции как наглядную иллюстрацию к истории искусства этого периода – уже с расчетом на музей, на образовательную, просветительскую функцию.
Благодарим Алексея Валерьевича за интереснейший материал!