Художественный мир Солженицына на уроке литературы
В школьной практике преподавание немногих произведений А.И. Солженицына: небольшого и только кажущегося простым, а на самом деле сложного рассказа "Матренин двор" и повести "Один день Ивана Денисовича". При этом "Матренин двор", как правило, попадает в школьную программу очень рано - обычно рассказ читают восьмиклассники. А между тем, для того чтобы его воспринять не поверхностно, за краткими, лаконичными упоминаниями случившегося с героями, нужно увидеть многие события русской истории XX века: пространство этого произведения вобрало в себя очень многое. Да и "Один день Ивана Денисовича" - эту своеобразную "энциклопедию" лагерной жизни, хорошо бы прочитать на фоне других вещей писателя, например, конкретные судьбы героев этой повести, в том числе эпизодических, можно соотнести с лагерными типами, описанными Солженицыным в "Архипелаге ГУЛАГ".
Лектор рассказала учителям-словесникам, как в немногие часы, отводимые программой на изучение творчества писателя, можно ввести в школьный оборот "Архипелаг ГУЛАГ", причем сделать это, не формально, а осмысленно. Речь шла прежде всего о художественных созданиях А.И.Солженицына и о периоде оттепели - с одной стороны, времени очень противоречивом, а с другой - эпохе, когда появление произведений писателя стало возможным. Хотя и не всех.
Инициатором лекции выступили архангельские педагоги; организатор - Ирина Петровна Пономарева, учитель, хорошо известный в России.