• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Филологи Вышки отмечают юбилей

Десять лет назад в Вышке был основан Факультет филологии, внутри которого открылись две программы «Филология» и «Лингвистика». О том, как зарождалась филология в НИУ ВШЭ, а также каких успехов достигла Школа филологии сегодня рассказывает профессор Елена Наумовна Пенская.

Елена Пенская

Елена Пенская
© Высшая школа экономики

В 2002 году ректор НИУ ВШЭ Ярослав Иванович Кузьминов пригласил меня открыть кафедру и собрать коллектив. Одно вырастало из другого. И я вижу последовательную линию.

«Филологический сегмент» существует в вышке уже почти 20 лет. В 2002 году ректор Ярослав Иванович Кузьминов пригласил меня открыть кафедру словесности на Отделении деловой и политической журналистики. Филология в НИУ ВШЭ началась именно с создания этой кафедры, на которой работали литературоведы и лингвисты.

В 2011 году спустя 9 лет ректор НИУ ВШЭ поддержал предложение открыть Факультет филологии. С тех пор помимо основной образовательной программы, как в Школе филологии, так и в структуре Факультета гуманитарных наук открылись и активно развиваются различные лаборатории и научные центры. Вокруг них образовалась очень живая научная проектная среда, мощно вовлекающая студентов. Это Лаборатория лингвосемиотических исследований (рук. Б.А. Успенский), НУЛ лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик (рук. М.А. Кронгауз), Мандельштамовский центр (рук. П.М. Нерлер), НУЛ теоретической и полевой фольклористики (рук. А.Б. Мороз) , Лаборатория по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра ХХ века (рук. Е.С. Абелюк). Лаборатория нейролингвистики, созданная в 2013, стала международной, а позднее в 2018 получила статус международного Центра языка и мозга (рук. О.В. Драгой).

За эти годы выросла сильная аспирантская школа, проходят и международные защиты, совместные с ведущими университетами. В нашем диссертационном совете, возглавляемом М.А. Кронгаузом, аспиранты начали получать степень PhD. Есть и магистратура двойных дипломов. В 2016-2019 гг. Школа филологии НИУ ВШЭ стала первым российским вузом – ассоциированным членом в одном из главных проектов Далемского гуманитарного центра при Свободном университете Берлина (Dahlem Center, Freie Universität Berlin), поддержанном European Council «Тематические сетевые принципы культурной динамики» (The Thematic Network Principles of Cultural Dynamics). Среди наших партнеров - ведущие вузы мира: Гарвард, Гонконгский университет, Университет Джона Хопкинса, Еврейский университет в Иерусалиме и Высшая школа социальных наук в Париже.  Среди многих значимых «длинных» проектов нельзя не упомянуть участие в проекте “Russischsprachige Lyrik in Transition” Университета Трира (Германия). Результаты таких проектов – совместные летние школы для преподавателей и студентов, стажировки, монографии, выпускаемые в ведущих европейских издательствах (например, DeGruyter Mouton).

Еще одна сфера, жизненно важная для нас, - это работа со школами, лицеем, учительским сообществом. Практически сразу после рождения Факультета филологии возникла магистратура для учителей. Сегодня она называется «Современная филология в преподавании литературы в школе» (рук. К.М. Поливанов, Е.С. Абелюк). Школа юного филолога (рук. С. В.Волков в 2012-2020) за эти годы стала не только заметным центром обучения школьников, но привлекла немало учителей. Наше вторжение в систему проведения Всероссийской олимпиады школьников по литературе многое изменило и вернуло ей творческий характер. Как логическое продолжение этой линии возникла в 2019 году «Проектная лаборатория развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам» (рук. М.Г. Павловец), которая вот уже второй год проводит Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами».

За эти годы было немало хорошего и тяжелого. Но за всеми изменениями, непростыми дискуссиями стоят поиски того, что есть филологическое образование в современном мире, когда границы между дисциплинами открыты.

Радует, что сегодня Е.В. Казарцев, руководитель Школы филологических наук, и другие коллеги бережно относятся к нашей истории, накопленному опыту и объединяют усилия для того, чтобы школа динамично развивалась. Иначе и быть не может, когда собрано такое созвездие профессионалов!