• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

Казус Шушук-оглы, или о том, как православный священник озадачил чиновников МВД

16 июня в 18:30 в рамках совместного заседания "Кросскультурного семинара" (под рук. О.Ю. Бессмертной) и семинара “Культуры Востока” (под рук. Н.Ю. Чалисовой) состоялся доклад О.Ю. Бессмертной и А.В. Журавского «Казус Шушук-оглы, или о том, как православный священник озадачил чиновников МВД в трактовке мусульманского вопроса накануне падения Российской империи».

Казус Шушук-оглы, или о том, как православный священник озадачил чиновников МВД

Весной 1915 г. Казанский комитет по делам печати, по согласованию с петербургским Главным управлением по делам печати, запретил распространение брошюры “Интересные стихи из Корана, выписанные А. Шушук оглы” (Уфа, 1914). По мнению чиновников, содержавшиеся там высказывания об Иисусе Христе были собраны с целью «пропаганды мусульманства» для «совращения христиан», особенно новообращенных инородцев, «еще не окрепших в религии». Однако в ходе разбирательства выяснилось, что под «мусульманским» псевдонимом Шушук оглы скрывался православный священник, уфимский епархиальный миссионер Стефан Матвеевич Матвеев. Он предназначал брошюру для распространения среди мусульман «с целью ознакомления их с теми местами Корана, где говорится об Иисусе Христе и деве Mapии». Мусульманское имя составителя должно было, как он предполагал, охранить его от недоверия мусульман, которые не поверили бы изданию, подписанному православным священником. Тем не менее, директор Департамента духовных дел иностранных исповеданий в апреле 1916 г. направил обер-прокурору Св. Синода запрос о том, не опасна ли брошюра и как следует поступать с ней в дальнейшем. Последний раз этот запрос, так и оставшийся без ответа, был послан 22 февраля 1917 г. (уже на фоне беспорядков, предшествовавших февральской революции).

Что сделало возможной такую инверсию? Почему одно и то же издание могло представать как имеющее противоположные цели? Зачем, с одной стороны, православному миссионеру было знакомить мусульман со стихами Корана? Чем, с другой стороны, были вызваны опасения чиновников МВД? И шире: как соотносятся побуждения конкретных участников этих событий с преобладавшими трактовками «мусульманского вопроса» церковью, с одной стороны, и правительством – с другой, в этот период войны и революций? Как на этом скрещении разных взглядов на способы управления имперскими различиями преломляются ожидания, надежды, страхи и фрустрации людей, стремившихся формировать мусульманскую политику в последние дни империи, и что за люди это были? В чем дальний, общий смысл этой курьезной истории? Эти вопросы были обсуждены в докладе.

«Кросскультурный семинар»

Семинар «Культуры Востока»