• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

Круглый стол «Социальная дисциплинаризация в католической Франции XVII в.?»

22 октября Лаборатория медиевистических исследований и Центр украинистики и белорусистики исторического факультета МГУ совместно с лабораторией CRISES университета Поля Валери Монпелье III провели круглый стол на тему «Социальная дисциплинаризация в католической Франции XVII в.?». В нём приняли участие и русские, и французские историки.

Caesar de Bus

Caesar de Bus

Круглый стол «Социальная дисциплинаризация в католической Франции XVII в.?» продолжил серию семинаров, воркшопов и коллоквиумов «Христианство в истории Европы Средних веков и Нового времени», которую Лаборатория медиевистических исследований проводит с 2017 года совместно с Центром франко-российских исследований в Москве. Эти семинары и воркшопы стали «ответвлением» проекта Лаборатории «Дискуссионное средневековье».

Задача круглого стола заключалась в том, чтобы, продолжая работу в области сравнительной истории христианских традиций Европы, взглянуть на состояние исследований, посвященных тому феномену истории Европы в раннее Новое время, который немецкая и (вслед за ней) международная историография называет социальной дисциплинаризацией (Sozialdisziplinierung), тесной связанной с процессами конфессионализации (Konfessionalisierung).

Проблематика социальной дисциплинаризации, о которой впервые заговорили немецкие исследователи в 1960-х гг. (Г. Острайх), является фундаментальной для западного мира в период перехода от Средних веков к Новому времени. Речь идет не только о воздействии церкви на общество, но и о том, что сверху навязывается и внедряется много более жесткий, чем прежде, контроль над индивидуальной жизнью, что со временем приводит к появлению внутреннего самоконтроля и самодисциплины индивида. Многие исследователи данного феномена пишут о том, что этот процесс охватывал все сферы общественной жизни в ранее Новое время, и был важнейшим процессом модернизации.

Подробный репортаж о мероприятии, а также заметку Михаила Владимировича Дмитриева о социальной дисциплинаризации в истории «латинской» Европы в раннее Новое время можно почитать здесь.