Трогательные бронзовые кони и греческая алтарная преграда: чем студентам-искусствоведам запомнилась летняя практика
Музей истории ГУЛАГа, Марина Гаургашвили
«Один из дней практики мы провели в музее истории ГУЛАГа. Благодаря руководителю образовательного центра, Константину Андрееву, мы не только увидели экспозицию, но и поговорили об истории музея и о том, как формировалась его коллекция.
Из беседы с Константином особенно запомнилась история о переезде музея. В старом здании были воссозданы интерьеры камер содержания заключённых. При переезде музей отказался от этого способа «рассказа», поскольку, как мы узнали, в новой музейной практике не принято показывать то, чего в конкретном месте не было. Поэтому музей истории ГУЛАГа рассказывает историю XX века через документы, фотографии, артефакты, звук и другие медиумы, что сильнее влияет на зрительское восприятие.
Я думаю, что именно этот день из всей недели практики многим запомнился больше всего, потому что соединились сразу несколько факторов, влияющих на восприятие. Многие из нас были в музее истории ГУЛАГа впервые, в разговоре с нами Константин много внимания уделял исследовательской части работы музея, благодаря чему мы по-другому взглянули на экспозицию. Кроме того, новое пространство музея, его архитектурный, дизайнерский и экспозиционный проект вызывают неподдельный интерес. Надеюсь, что наши будущие первокурсники тоже смогут получить такой ценный опыт на летней практике».
Музей Москвы, Полина Чистова
«Любите посещать выставки с экскурсоводом? А медиаторские туры? А посещали ли вы когда-нибудь выставку в сопровождении её куратора?
Всё это удалось сделать первокурсникам программы «История искусств» в рамках одного из занятий практики! Мы познакомились с куратором Музея Москвы Ксенией Гусевой, которая в соавторстве с преподавательницей школы исторических наук ФГН Надеждой Плунгян, работала над созданием выставки «Москвичка», посвящённой исследованию образа советской горожанки 1930-х годов. Ксения поделилась рассказом о процессе воплощения проекта в жизнь и о сложностях, с которыми приходится сталкиваться кураторам. Создатель выставки — не только креативный и подкованный в теме гений, но и эффективный менеджер, работающий с выставочным пространством, Госкаталогом, хранителями музейных коллекций и даже с подрядчиками.
Это занятие не только помогло внести ясность в сферу деятельности выставочных кураторов, но и запомнилось уникальным диалогом. Информация, полученная из первых уст оказалось невероятно ценной».
Музей МАРХИ, Екатерина Скиба
«Занятие в музее МАРХИ, стало, пожалуй, самым теоретически наполненным из всех за время практики. Здесь нам подробно рассказали о внутренней работе музея, о тонкостях хранения артефактов, специфике их реставрации и технике безопасности. Мы увлечённо слушали, узнавая много нового о реальной работе музейных сотрудников, о том, что изо дня в день происходит за дверью «вход только для персонала». По какому распорядку живёт такая институция как музей, по каким правилам, а также — какими документами и организациями все многочисленные нормы регулируются. Отдельно хочется подчеркнуть, что много внимания было уделено тому, чтобы рассказать о современных методах описания и систематизации предметов.
Кроме того, любопытно было побывать в архиве института и вживую пообщаться с хранителем, увидеть там оригиналы графических работ Вячеслава Ивановича Локтева, знаменитого архитектора, преподававшего в МАРХИ. В качестве одного из вариантов заданий нам было предложено изучить его наследие в Госкаталоге и создать проект собственной выставочной концепции.
От лица всего первого курса ОП «История искусств» мы выражаем признательность сотрудникам МАРХИ и учебному офису за это увлекательное погружение в будущую профессию и за возможность на базе полученных знаний попробовать свои силы в такой непростой, но, безусловно, интересной для нас деятельности».
«Новый Иерусалим», Фёкла Григоренко
«Четвёртый день практики мы провели в городе Истра, где посетили музей «Новый Иерусалим». Первые впечатления от музея — это просторное, светлое и современное место, в котором и посетители и сотрудники могут найти что-то полезное для себя. Насыщенная программа превзошла все наши ожидания. Мы увидели музей не только глазами простого посетителя, но и получили возможность на несколько часов погрузиться в рабочую атмосферу «Нового Иерусалима».
В число наших активностей за день входила экскурсия по постоянной экспозиции, во время которой каждый мог ознакомиться с коллекцией музея и прослушать аудиоэкскурсию. После вводной лекции нам провели квест, на котором рассказали обо всех тонкостях и возможностях музейных профессий, а также устроили игру «Музейный марафон». Помимо этого, мы посетили выставку «Невидимы и свободны» с аудиогидом, а затем на мастер-классе создали этикетки к некоторым экспонатам выставки.
День практики, проведённый в «Новом Иерусалиме», был полон ярких впечатлений о музее, его сотрудниках и той работе, которую они проделывают ежедневно. Пусть хоть и на несколько часов, но мы тоже стали частью этой команды, за что хотелось бы поблагодарить как сотрудников музея, так и наш учебный офис!»
Музей братьев Третьяковых, Самира Сулейманова
«В один из дней практики нам удалось побывать в музее Павла и Сергея Третьяковых. Сотрудники стремились объяснить и наглядно показать принципы работы кураторов в пространстве небольшого исторического здания, вмещающего как «обычную жизнь на рубеже веков», так и классическое искусство.
Первый этаж музея был посвящён родословной Третьяковых, промышленной деятельности и благотворительности. Темы, кажущиеся на первый взгляд второстепенными, выглядели актуально и убедительно благодаря множеству встроенных интерактивных панелей и автоматических ящиков, оснащённых мультимедийными экранами. Коллеги обратили внимание на активное взаимодействие зрителя с пространством музея. Например, нашу группу впечатлил механизм, благодаря которому можно было отследить, как менялось место хранения представленных картин. Также, нам показали, как кураторы музея работают с понятием инклюзивности — каждое видео было сопровождено сурдопереводом, а у экранов с текстами были установлены кнопки с записью прочитанного.
Второй этаж представлял собой две разделённые анфилады, каждая из которых посвящена одному из братьев. При создании были использованы вещи эпохи, выкрашенные в черно-белые тона, например, обои второй половины XIX века, а также предметы действительно принадлежавшие коллекционерам (абсолютно трогательные бронзовые кони П. Клодта в кабинете Павла Третьякова). Благодаря этому ценность сохранённых объектов, выделяемых за счёт цвета, создаёт новую форму повествования через историю вещей. Коллекции живописи Павла и Сергея, выставленные в одном зале между анфиладами, выглядят контрастно, и тем не менее объединяют довольно разных по темпераменту коллекционеров под единой эгидой искусства (это стало оптимистичным финалом просмотра экспозиции)!
Спасибо сотрудникам за возможность посетить камерный музей Москвы и получить бесценный опыт того, как может выглядеть дом-музей НЕ художника!»
Музей русской иконы, Ульяна Шкурпела
«Пожалуй, одним из самых самобытных мест, которое мы посетили в рамках практики оказался Музей русской иконы имени Михаила Абрамова. В первую очередь поразил масштаб коллекции музея. Например, нам удалось увидеть сразу несколько типов икон Богоявления. Во-вторых, удивил зал поствизантийского искусства: в нём расположена греческая алтарная преграда рубежа XVII-XVIII веков. Было интересно наблюдать результат креативной работы с пространством и вместе подумать над новыми способами погрузить зрителя в экспозицию.
За время посещения музея нам удалось поговорить с Валентиной Муреевой — сотрудницей научного отдела музея. Она рассказала нам об особенностях работы специалистов по иконописи, а затем мы обсудили, как должна выглядеть работа с посетителями с разным уровнем подготовки.
Опыт позволил глубже погрузиться в особенности академической составляющей в работе музеев и подарил новые исследовательские вопросы и научные интересы. Спасибо сотрудникам музея за такой разноформатный день!»