От гадательных костей до фарфора: как прошла практика студентов-китаистов в музеях Санкт-Петербурга
За это время учащиеся познакомились с экспозицией и текущими выставками музеев, прослушали лекции о буддийском искусстве Индии, Центральной Азии и Китая, о китайской живописи и специфике её атрибуции, об эволюции и разных типах китайского фарфора и об отражении китайских традиционных религиозных представлений в объектах материальной культуры. Они также приняли участие в практикуме по чтению текстов на древнекитайских гадательных костях и бронзовых сосудах и познакомились со спецификой реставрации восточной живописи. В результате практики студентам удалось пополнить базу данных китайских мифологических персонажей, разрабатываемую в ИКВИА ФГН, и провести самостоятельный анализ собранного материала.
Елизавета Витальевна Волчкова, доцент ИКВИА, руководитель практики
«Практика дала нашим студентам уникальную возможность соприкоснуться с историей и религиозными традициями Китая через взаимодействие с реальными артефактами – настоящими сокровищами из коллекции Государственного Эрмитажа и других музеев Санкт-Петербурга, а также познакомиться с работой хранителей коллекций, организаторов выставок и художников-реставраторов. Мы искренне благодарны хранителю коллекции китайской живописи Отдела Востока Государственного Эрмитажа Константину Константиновичу Петрову, организовавшему для нас эту возможность, а также сотрудникам Отдела Востока, сотрудникам Лаборатории научной реставрации восточной живописи, сотрудникам Государственного музея истории религии и Кунсткамеры за замечательные лекции и экскурсии, проведённые для наших студентов».
Полина Чирич, студентка
«После практики я осталась в исключительно восторженных чувствах — самое большое впечатление на меня произвёл Константин Константинович Петров, хранитель коллекции живописи Отдела Востока Государственного Эрмитажа, под чутким наблюдением которого нам посчастливилось работать. Константин Константинович познакомил нас со всей дальневосточной коллекцией Эрмитажа, рассказал очень много уникальной информации о «внутренней кухне» музея, о том, как составляются каталоги, как проводится каталогизация новых поступлений и как реставрируются экспонаты, какие задачи входят в обязанности научного сотрудника и что можно изучать, работая в Государственном Эрмитаже. Самое главное, что я получила в ходе практики, это не только огромное количество важной, полезной и крайне интересной информации, но также и возможность познакомиться с полными энтузиазма и увлечённого огня в глазах людьми, которые прямо сейчас описывают, сохраняют и изучают ценнейшие экспонаты Эрмитажа! »
Екатерина Бачинова, студентка
«Лекции по буддизму в Эрмитаже оказались для меня потрясающим и познавательным опытом. Они позволили мне не только познакомиться с буддийской культурой, но и глубже понять её философию и духовное наследие. Мне было интересно рассматривать статуи Будды, изображения бодхисаттв и другие ритуальные предметы. Это помогло проследить развитие буддизма от его истоков до распространения в разных странах Азии. Залы в Эрмитаже были очень грамотно организованы, что способствовало погружению в каждую историческую эпоху и географический регион, где буддизм играл важную роль. Каждый артефакт сопровождался подробными описаниями, которые помогали лучше понять контекст и значение предметов. Особенно хочу сказать спасибо Владимиру Александровичу Абинякину, хранителю Фонда искусства Индии и Юго-Восточной Азии Отдела Востока, который так увлекательно и подробно рассказал нам о зарождении буддизма и раннем буддийском искусстве».
Алина Гнатышена, студентка
«В течение практики у нас была возможность изучить китайский фарфор и даже прикоснуться к нему. Это было уникальное событие, которое оставило яркие впечатления и незабываемые эмоции. Лидия Викторовна Поточкина, хранитель эрмитажной коллекции дальневосточной керамики, провела для нас занятие в хранении и подробно рассказала о способах отличия фарфора от других типов керамики, о разновидностях росписи и обжига. Особенно впечатлила подача материала доступным языком, с примерами из коллекции Эрмитажа, что сделало лекцию живой и легко воспринимаемой.
Мы смогли лучше понять, почему китайский фарфор имел такое значение для культуры и каким образом он повлиял на развитие декоративного искусства в других странах.
Это посещение обогатило моё понимание китайской культуры и вдохновило меня на дальнейшее её изучение. Хочу выразить благодарность за организацию этого мероприятия и буду с нетерпением ждать следующего! »
Софья Терентьева, студентка
«Мне особенно понравилось занятие в Лаборатории научной реставрации восточной живописи Эрмитажа. Екатерина Сергеевна Лапшина, Вероника Эдуардовна Булаева и Полина Леонидовна Бутылова, художники-реставраторы Лаборатории, провели для нас прекрасную экскурсию и дали возможность потрогать материалы, которыми они пользуются для восстановления картин. Было очень интересно увидеть процессы работы лаборатории и то, как потрёпанные временем буддийские иконы приобретают новую жизнь».
Юлия Алтунина, студентка
«В самом начале практики у нас был невероятный шанс посетить Государственный музей истории религии и послушать экскурсию-лекцию Павла Александровича Тугаринова. Во время экскурсии мы узнали об истории Музея и его важности, как единственного в России и одного из немногих в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии.
Затем Павел Александрович провёл подробнейшую обзорную экскурсию по Музею: мы слушали как о шаманизме, так и о христианских реликвиях, выставка которых проводилась в то время и на которые у нас была возможность посмотреть, а затем обсудить с лектором, пока мы шли до залов, посвящённых буддизму, Китаю и Японии. Сложно переоценить насколько сильно впечатлили нас масштабы Музея, его коллекции и живой интерес, с которым рассказывал о всём музейном богатстве Павел Александрович, за что мы ему очень благодарны».