«Монстры у порога»: Алексей Вдовин о создании книги и литературных чудовищах
— Расскажите, как к Вам пришла идея написания книги и что послужило основой для её создания?
С раннего возраста я увлекался литературой о неизведанном — детективами, приключениями, мистическими историями. Эта тяга возродилась на филфаке, где изучение романтизма увлекло меня в мир американских и британских авторов, таких как Эдгар Аллан По и Мэри Шелли. С тех пор образы чудовищ и монстров глубоко запали в мою память.
Позже, читая курс «История литературы» в Вышке, я включил туда лекции о готическом романе, о «Дракуле» и других загадочных существах. Студенты хорошо принимали этот материал, и в конце 2022 года друзья из проекта «Страдариум» предложили запустить цикл лекций. Мы расширили галерею монстров, добавили туда Вия, вампиров побольше и курс получился довольно популярным.
Так и появилась идея книги: после успеха курса мы договорились с издательством и собрали материал в книгу, добавив иллюстрации. Проект получился насыщенным и интересным, отражая мои многолетние размышления о мистике и чудовищах.
— Вы сделали акцент на том, что ещё при создания курса «Страдариума» постарались «добавить вампиров побольше». Почему? Вы считаете, это один из самых интересующих читателей видов чудовищ?
«Вампиры — это один из самых популярных среди читателей видов монстров. Я заметил, что когда читаю курс или выступаю публично, аудитория неизменно интересуется вампирами больше всего. Классических литературных монстров вообще не так много, если не учитывать фольклорных, а вампиры продолжают удерживать внимание публики».
Спрос на вампиров подтверждают постоянные ремейки и новые версии, такие как «Вампиры средней полосы» или очередные интерпретации Дракулы. Тема вампиров не просто остаётся актуальной, она постоянно пополняется новыми или заново открытыми сюжетами. Интерес к ней — это действительно глобальный культурный феномен.
— А лично у Вас, какое из чудовищ вызывает наибольший интерес?
Не могу выделить любимого — это как с детьми, все монстры мне одинаково дороги. Когда работал над главой про Франкенштейна, он был ближе, над сюжетом о Дракуле — увлекал уже он. Исследовательский интерес так и устроен: в процессе работы больше всего захватывает тот, на ком сосредоточен в данный момент.
— В Вашей книге есть глава и про отечественных чудовищ, которых значительно меньше, чем в западноевропейской традиции. С чем, на Ваш взгляд, связано такое различие?
Россия дала мировой культуре многое, но с монстрами сложнее. В отличие от стран с интенсивным научным, технологическим и социальным развитием, как Британия или США, в России не сформировались такие монструозные образы. По теории монстров, страхи, связанные с быстрыми переменами и ксенофобией, часто воплощаются в культурных архетипах монстров. В Великобритании, например, страх перед чужаками материализовался в Дракуле как враждебном «восточном» захватчике.
Россия тоже была империей, но без заморских колоний, миграции, и у нас не сформировалось подобных фобий, которые питали бы создание монстров. Наши сильные стороны — в реалистической литературе, а не в мифологических монстрах.
— Много ли в книге такого, чего точно не слышали студенты на Ваших лекциях?
Да, в книге действительно много нового, чего не было ни в лекциях Вышки, ни в «Страдариуме». Лекции ограничены по времени, а книга позволяет глубже развернуть материал и добавить детали.
Когда я начал адаптировать лекции в текст, мне повезло — я был на стажировке в Кембриджском университете и получил доступ к одной из богатейших университетских библиотек мира. Это дало возможность ежедневно пользоваться редкими англоязычными и немецкоязычными источниками о Гёте, Мэри Шелли, Брэме Стокере, Байроне и Джоне Полидори, создателе первого литературного образа вампира.
Такой доступ к уникальным материалам помог создать книгу, наполненную редкими сведениями и находками.
— Напоследок, мы хотели бы задать вопрос о будущем. Какие у Вас планы на развитие темы исследований монстров и чудовищ?
У меня есть конкретный план. В четвёртом модуле этого года на магистерской программе «Русская литература и компаративистика» я буду читать новый курс «Monster Studies: литературные монстры в культуре». Мы обсудим более широкий круг монстров, включая Кинг-Конга и Годзиллу.
Ближайшая цель — расширить спектр изучаемых монстров. Возможно, в будущем получится дополнить книгу ещё на 50—100 страниц и выпустить расширенное издание.