• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Николай Чернышеский: революционный демократ или христианский мыслитель?

Профессор школы философии Владимир Кантор в программе "Субъектив" в эфире "Вестей ФМ" рассказал о Николае Чернышевском.

Николай Чернышеский: революционный демократ или христианский мыслитель?

"Федоров: Чернышевский. Всю жизнь нас учили со школы, что это революционный демократ. Мы напомним, что его много цитировал Владимир Ильич Ленин, что на него ссылались очень многие революционеры. И, вы знаете, я вот сейчас вам прочту цитату, она мне очень понравилась, я ее припас для передачи: "Когда-то я был весьма впечатлен романом Чернышевского "Что делать?", где главный герой - Рахметов - ведет жизнь аскета и даже спит на гвоздях для укрепления силы воли. Нас с друзьями это настолько поразило, что мы стали ночевать на кроватях без матрацев, гулять в дождь и в снег, и принимать ледяной душ для закалки духа". Ни за что не угадаете, кто это? Это Си Цзиньпин. Это лидер Китая. И, конечно, он рос в коммунистической идеологии, и стоицизм и аскетизм был взят на вооружение коммунизмом по многим причинам, которые я сейчас не хочу разбирать, но то, что мы сегодня будем обсуждать, касается очень важного. Я не хочу долго держать вне микрофона Владимира Кантора, мы давние друзья, поэтому будем на "ты". Так что, почему тебе пришла в голову эта мысль? Ты сначала занялся Чернышевским или им занялся, чтобы понять то, что сейчас до сих пор кажется парадоксальным феноменом?

Кантор: Это кажется парадоксальным. Тогда маленькая предыстория. Чернышевский мне понравился, как ни странно это звучит, в 8 классе средней школы. Я его абсолютно не понял, меня поразила энергетика.

Федоров: Но ты читал именно "Что делать?" по указанию?

Кантор: Ничего другого я не читал. Мы вообще читали "Что делать?" И вот эта энергетика меня пронзила, я не понимал ее. Когда в школе мне преподаватель сказал - был такой у нас сообразительный, умный, начитанный - расскажи нам про "Что делать?" Я отказался. Потому что я понимал, что я не могу сформулировать то, что я почувствовал. И дальше я довольно долго читал и даже писал о Чернышевском. Даже с моим приятелем - такой был писатель диссидентский Володя Кормер - мы написали киносценарий под названием "Посланный в мир". И вот сейчас мне удалось его даже опубликовать в Саратове, кстати сказать.

Федоров: Спустя сколько лет?

Кантор: 35 лет. Федоров: 35 лет.

Кантор: Когда мне издательница сказала: "Найдите сценарий"... Я говорю, что это уже невозможно... А Кормер умер 35 лет назад. Я все-таки перерыл...

Федоров: Но в Саратове, потому что... Напомним нашим слушателям, тем, кто не из Саратова, что Николай Гаврилович Чернышевский - саратовский, как и многие другие, очень важные для российской истории крупные фигуры.

Кантор: Вообще, Саратов в этом смысле любопытный город, порождающий таланты.

Революционный демократ или христианский мыслитель? О Николае Чернышевском Пётр Фёдоров и Александр Андреев беседуют в эфире "Вестей ФМ" с философом, писателем Владимиром Кантором. Федоров: Чернышевский. Всю жизнь нас учили со школы, что это революционный демократ. Мы напомним, что его много цитировал Владимир Ильич Ленин, что на него ссылались очень многие революционеры. И, вы знаете, я вот сейчас вам прочту цитату, она мне очень понравилась, я ее припас для передачи: "Когда-то я был весьма впечатлен романом Чернышевского "Что делать?", где главный герой - Рахметов - ведет жизнь аскета и даже спит на гвоздях для укрепления силы воли. Нас с друзьями это настолько поразило, что мы стали ночевать на кроватях без матрацев, гулять в дождь и в снег, и принимать ледяной душ для закалки духа". Ни за что не угадаете, кто это? Это Си Цзиньпин. Это лидер Китая. И, конечно, он рос в коммунистической идеологии, и стоицизм и аскетизм был взят на вооружение коммунизмом по многим причинам, которые я сейчас не хочу разбирать, но то, что мы сегодня будем обсуждать, касается очень важного. Я не хочу долго держать вне микрофона Владимира Кантора, мы давние друзья, поэтому будем на "ты". Так что, почему тебе пришла в голову эта мысль? Ты сначала занялся Чернышевским или им занялся, чтобы понять то, что сейчас до сих пор кажется парадоксальным феноменом? Кантор: Это кажется парадоксальным. Тогда маленькая предыстория. Чернышевский мне понравился, как ни странно это звучит, в 8 классе средней школы. Я его абсолютно не понял, меня поразила энергетика. Федоров: Но ты читал именно "Что делать?" по указанию? Кантор: Ничего другого я не читал. Мы вообще читали "Что делать?" И вот эта энергетика меня пронзила, я не понимал ее. Когда в школе мне преподаватель сказал - был такой у нас сообразительный, умный, начитанный - расскажи нам про "Что делать?" Я отказался. Потому что я понимал, что я не могу сформулировать то, что я почувствовал. И дальше я довольно долго читал и даже писал о Чернышевском. Даже с моим приятелем - такой был писатель диссидентский Володя Кормер - мы написали киносценарий под названием "Посланный в мир". И вот сейчас мне удалось его даже опубликовать в Саратове, кстати сказать. Федоров: Спустя сколько лет? Кантор: 35 лет. Федоров: 35 лет. Кантор: Когда мне издательница сказала: "Найдите сценарий"... Я говорю, что это уже невозможно... А Кормер умер 35 лет назад. Я все-таки перерыл... Федоров: Но в Саратове, потому что... Напомним нашим слушателям, тем, кто не из Саратова, что Николай Гаврилович Чернышевский - саратовский, как и многие другие, очень важные для российской истории крупные фигуры. Кантор: Вообще, Саратов в этом смысле любопытный город, порождающий таланты.

"

Аудиозапись беседы доступна на сайте ВестиFM