"Как изменялись представления о границах логики?" - лекция Елены Драгалиной-Чёрной на ПостНауке
"Логика ― это теория формально правильных рассуждений. Отец логики ― Аристотель, он же отец гилеморфизма, то есть различения материи и формы в метафизике. Однако отсюда не следует, что Аристотель ― отец логического гилеморфизма, то есть дихотомии материи и формы в логике. Удивительно, но в логических сочинениях Аристотеля, в «Органоне» вообще отсутствуют категории материи и формы. Это объясняется, прежде всего, тем, что Аристотель говорит о форме первичных субстанций («этот человек», «это дерево»), а не о языковых сущностях. Рассуждаем же мы в языке. Кроме того, важно, что Аристотель понимает форму не мереологически, как часть целого, а как принцип организации вещи: то, что делает ее тем, что она есть, суть вещи.
Дихотомию материи и формы распространяют на логику ученики Аристотеля перипатетики ― во всяком случае, Александр Афродисийский, который в II веке до нашей эры возглавляет Ликей и получает у современников почетное звание экзегета. Александр Афродисийский распространяет на логику аристотелевскую метафору отливки, рассматривая как общую матрицу или форму фигуры силлогизма. Но систематически категории материи и формы начинают применяться в логике в Средние века.
Формальность как критерий демаркации границ логики применяет Иммануил Кант. Но надо сказать, что Кант характеризует традиционную логику не как формальную, а как общую. Для него формальность логики ― это свойство, производное от универсальности и необходимости общности ее правил. Как известно, в предисловии к «Критике чистого разума» Кант заявил, что со времен Аристотеля логика не сделала ни шагу назад, но и не сделала ни шагу вперед, что она наука завершенная. Как ни странно, это очень хорошо, это совсем не позорно. Это свидетельствует о том, что логика точно определила свои границы и, будучи сосредоточенной на формах и универсальных законах рассудка и разума, вполне раз и навсегда могла установить эти законы. Этот диагноз Канта оказался очень неудачным: его предсказание о том, что логика завершенная и развиваться не будет, было опровергнуто в конце XIX ― начале XX века возникновением математической логики".