• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Декан — Руткевич Алексей Михайлович

 

Первый заместитель декана — Носов Дмитрий Михайлович

 

Заместитель декана по науке — Бойцов Михаил Анатольевич

 

Заместитель декана по международной деятельности — Исэров Андрей Александрович

 

Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками – Файер Владимир Владимирович

 

105066, Москва, Старая Басманная, 21/4
+7 495 772-95-90
*22682, 22283
fgn@hse.ru

 

Образовательные программы
Бакалаврская программа

История

4 года
Очная форма обучения
60/30/5
60 бюджетных мест
30 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
25/30/5
25 бюджетных мест
30 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
30/30/5
30 бюджетных мест
30 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
33/80/5
33 бюджетных мест
80 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/20/5
45 бюджетных мест
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
37/50/5
37 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Историческое знание

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
20/10/5
20 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Компаративистика: русская литература в кросс-культурной перспективе

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
25/10/5
25 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом

2 года
Очная форма обучения
15/10/10
15 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS/ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
15/5/8
15 бюджетных мест
5 платных мест
8 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Философия и история религии

2 года
Очная форма обучения
10/5/5
10 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке

Изучение религиозного ландшафта Воронежа. Студенты факультета гуманитарных наук совершили религиоведческую экспедицию

Студенческая экспедиция «Изучение межконфессиональных и межнациональных отношений в Воронеже и Воронежской области», организованная в рамках проекта «Открываем Россию заново», состоялась 1-7 июня 2017 г.  под руководством доцента школы философии факультета гуманитарных наук НИУ-ВШЭ Бориса Кирилловича Кнорре и профессора Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук НИУ-ВШЭ Жанны Владимировны Корминой. Участники экспедиции – руководители и студенты бакалаврских и магистерских программ НИУ ВШЭ по философии, культурологии и истории – получили возможность ознакомиться с религиозным своеобразием Воронежа и некоторыми частями Воронежской области.


     Мало кто сегодня будет сомневаться в том, что религия как общественный и политический фактор играет существенную роль в современной России, однако, о том, что на самом деле происходит с конфессиональными сообществами, информации до сих пор очень немного. Как правило, за фасадом медийных новостей о религии реальная жизнь конфессиональных сообществ не видна.
Поэтому в рамках проекта «Открываем Россию заново» Высшая школа экономики решила организовать для студентов гуманитарных факультетов экспедицию в «глубинку», чтобы, отвлекшись от привычных теоретических «кабинетных» штудий, вышкинцы почувствовали, что такое работа в «поле», получили опыт интервьюирования, и в итоге смогли применить полученные за время обучения знания при анализе первичных данных. В качестве приоритетного региона в этом году была выбрана Воронежская область, о чем была достигнута договоренность между НИУ-ВШЭ и руководством Воронежской области. Одна из предложенных воронежцами тем оказалась созвучна с исследовательским интересом Бориса Кирилловича Кнорре и Жанны Владимировны Корминой. Также данная экспедиция оказалась отчасти и откликом на инициативу студентов – Владимира Михеева и Александры Пулинец, выразивших желание организовать мероприятие еще в середине учебного года. Сама экспедиция проходила в тесном взаимодействии с Воронежским гуманитарным университетом – первый проректор университета Е.Е. Чупандина оказала экспедиции организационное содействие.
     Для проведения экспедиции были выбраны методы качественного исследования (этнографические методы), а именно включенное наблюдение с ведением полевого дневника, глубинное интервьюирование, включая как лейтмотивные, так и биографические интервью.
     Борис Кнорре сосредоточился на объяснении подготовки и проведения глубинного интервьюирования религиозных лидеров (как «ключевых информантов»), а Жанна Кормина – на разъяснении методик антропологического наблюдения. Научным консультантом выступила профессор факультета социальных наук, ведущий научный сотрудник Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ Светлана Петровна Баньковская.

     Для целей религиоведческой экспедиции Воронеж подходил как нельзя лучше: в Воронеже существуют общины крупных христианских течений, не только основная православная юрисдикция, но и приверженцы катакомбных ветвей православия, оставшихся с советского периода, разнообразные еврейские общины, включая знаменитые поселения субботников: Высокий и Ильинка. Воронеж – приграничная с Украиной область, соответственно располагающая условиями развития кросс-культурных явлений.

     Для предварительной рекогносцировки и ориентации в религиозном ландшафте Воронежской области был взят соответствующий раздел книги «Религиозно-общественная жизнь российских регионов» (под ред. С.Б. Филатова, М., 2014), вышедшей рамках проекта «Энциклопедия религиозной жизни России». 

Теоретическая подготовка

     Перед экспедицией Борис Кнорре во время установочного семинара сориентировал студентов по имеющимся на сегодняшний день комплексным исследованиям религиозного многообразия России. Он предложил, в частности, обратить внимание на работы, анализирующие постсекулярный ландшафт в России, а также специфику формирования идентичности религиозных групп в политическом контексте в условиях многоконфессионального общества (работы А. Верховского, А. Митрофановой, А. Шнирельмана). Участникам экспедиции было предложено проанализировать на основе бесед с информантами, насколько те или иные конфессиональные сообщества предрасположены к взаимодействию друг с другом, к межконфессиональному диалогу или напротив, представляют собой социальные образования, базирующиеся в большей степени на негативной. чем на положительной идентичности, и в природе бытования которых лежит обособленность.
     Борис Кнорре отметил, что, рассматривая религиозные сообщества на макро-уровне, нужно не забывать и о микроизмерении. В частности, он предложил фиксировать символические константы, которые задают специфику коммуникативной культуры религиозной среды, применяя подход Дж. Мида к описанию интеракций.

     Жанна Кормина предложила перед экспедицией ознакомиться предварительно со спецификой полевых исследований по работе Eileen Barker «The Scientific Study of Religion? You Must Be Joking!» В качестве базовой литературы по этничности она предложила работу Р. Брубейкер «Этничность без групп» и Фр. Барт «Этнические группы и социальные границы».

     В самом начале экспедиции она провела методологический семинар по теме включенного наблюдения, ведения полевого дневника, этике полевого исследования. Студентам заранее было дано задание, разбившись на небольшие команды, выбрать религиозную группу, ознакомиться с материалами об этой группе в сети интернет и установить контакты с лидерами группы, используя социальные сети или другие способы связи. В ходе подготовки к исследованию и обсуждений первых попыток его проводить она остановилась на таких методологических понятиях, как «поле», «информант», «дистанция», «включенность», «автоэтнография», «этика полевого исследования» и ряде других.

     Светлана Баньковская провела научную лекцию о методологии изучения социальных групп и подходах качественной социологии, в том числе с учетом этно-национальных вопросов. Откликнувшись на просьбы студентов, она посетила Воронеж во время экспедиции и посвятила свое выступление глубокому рассмотрению понятия «маргинальность», с опорой на работы Гидденса, Зиммеля, Альфреда Шютца, Чарльза Хортона Кули, Бенедикта Андерсена. Профессор обратила внимание на специфику социологического понимания категорий «маргинал», «чужак», «homecomer», обсудив значения, которые эти категории могут приобретать в социологии. Подходы к рассмотрению социальных групп, на которых остановилась в своей лекции Светлана Баньковская, представляются весьма актуальными для рассмотрения конфессиональных сообществ.

     Однако прежде чем приступить непосредственно к интервьюированию, студенты были дополнительно введены еще и в местный конфессионально-национально-политический контекст специалистами из Воронежа. Заведующая кафедрой социологии и политологии ВСУ Александра Викторовна Глухова провела встречу с участниками экспедиции, рассказав о специфике Воронежского региона с точки зрения политической социологии и политической конфликтологии. Более того, по её приглашению несколько членов экспедиции приняли участие в работе Клуба политологов в Воронежской областной думе по теме «Устойчивость государственных и политических институтов: факторы и тенденции».

     Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований, религиовед Михаил Алексеевич Жеребятьев рассказал об истории религиозных движений Воронежской области и их положении на текущий момент. Обсуждались общины родноверов, анастасийцев, история и положение евреев, мусульман (в т.ч. курдов) в Воронеже, история православия в регионе, включая как церковь большинства, так и положение различных малых церковных групп («альтернативного православия»).  Он лично показал одно из неофициальных мест православного паломничества, которое оказалось неподалеку от Воронежского университета – могилу старца Федора на Коминтерновском кладбище.

Все эти лекции (и сессии вопросов спикерам) значительно помогли студентам-участникам экспедиции сформировать общую канву индивидуальных исследовательских траекторий.

Знакомство с «полем»

     Жанна Кормина показала настоящий мастер-класс – пошла с группой студентов в местные православные церкви и продемонстрировала на наглядном примере часть работы антрополога в поле, базовые технологии обработки информации от наблюдения.

В частности, не забывайте считать прихожан (и разбивать на группы по полу и возрасту), а также обращать внимание на раздаточные материалы – в какой бы общине Вы ни находились. Всегда нужно иметь под рукой ручку и блокнот!


                          Интерьер храма во имя апостола Андрея Первозванного, г. Воронеж


 Статуя Ксении Петербуржской на территории комплекса храма во имя блаженной Ксении Петербургской

     Применить полученные рекомендации на практике студентам удалось незамедлительно: участники разделились на группы и посетили общины пятидесятников, адвентистов, кришнаитов и иудеев. Несмотря на непродолжительное время общения с представителями религиозных течений и в целом короткое пребывание внутри общин, этот опыт наглядно высветил возможные проблемы включенного наблюдения: от потенциального несоответствия ожиданиям прихожан конкретной общины до недопустимости «влиять на поле», высказывая собственные суждения относительно изучаемого объекта.

                                                                     Группа студентов на обеде с раввином.
                  (Слева направо: Александра Пулинец, Владислава Нагаева, Владимир Михеев, Анна Булгакова)


     Борис Кнорре, со своей стороны, познакомил участников со спецификой выбора и использования ключевых информантов в случае исследования относительно закрытых или элитарных по характеру сообществ. Он провел совместно со студентами несколько глубинных интервью с лидерами религиозных общин, в частности, с наместником Дивногорского Успенского монастыря игуменом Алексием Сукачевым, со священнослужителями малых православных групп, вне мирового православия, а также с лидером Арабского центра Кафарна Шакер Хусейном, встреча с которым была организована уже самими студентами.


                    Наместник Свято-Успенского Дивногорского мужского монастыря иеромонах Алексий (Сукачев)
                                                                      угощает участников экспедиции

     Нужно сказать, что о большинстве встреч студентам удалось договориться самостоятельно, так как еще в Москве после получения общих рекомендаций и предварительного списка информантов нам было предложено сделать тематические предпочтения и начать процесс переписки с религиозными представителями. В большинстве случаев это приводило к положительному результату. Однако не очень просто оказалось договориться о проведении интервью с духовенством Воронежской епархии РПЦ МП. Но сами по себе сложности установления контактов с информантами тоже оказались полезными с учебной точки зрения. Студенты ощутили на практике, какие сомнения и недопонимания могут возникать по ходу процесса «вхождения в поле». Очевидным оказалось, что опросы социологов и антропологов для православных священников – дело пока еще не очень привычное.   

     Отдельно стоит отметить встречу с представителем невоссоединившейся с Московским Патриархатом ветвью Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ), находящейся под управлением митр.Агафангела (Пашковского) (сокращ. – РПЦЗ (А)) – епископом Воронежским и Южно-Российским Кириллом (Кравцом).  Он был так добр, что угостил солидное число к нему пришедших вышкинцев чаем и сладостями, а также уделил несколько часов для обстоятельной беседы. Говорили о положении РПЦЗ, ее истории. РПЦЗ (Агафангела) относится, согласно классификации ряда религиоведов, к категории «Церкви, вне общения с мировым православием». А по классификации А. Лещинского, в этой юрисдикции можно увидеть отчасти черты эмигрантских групп, отчасти истинно-православных церквей. Как стало ясно из слов владыки, данная церковь, хоть и не признается церквами «мирового православия», пользуется поддержкой и признанием старостильных церквей Греции и Болгарии. Владыка Кирилл бывал также на Афоне и посещал с пастырско-гостевым визитом отдельные приходы во Франции. Похоже, что те церкви, которые существуют сегодня в России вне подчинения Московскому Патриархату, не ориентируются на жесткое территориальное деление, а могут включать в себя церковные общины, разбросанные в далеких друг от друга городах или селах.

     После беседы с епископом Кириллом (слева направо: Жанна Кормина, Анастасия Еромлаева, Борис Кнорре, 
                                    Мария Бунина, Елизавета Шишлакова, епископ Кирилл, Гульнара Гурбанова)

 

Некоторые практические выводы

      Почти каждый вечер, за исключением тех случаев, когда встречи с информантами затягивались до полуночи, участники собирались и подытоживали результаты интервью, проведенных в течение дня.  В целом по ходу процесса интервьюирования удалось сфокусироваться на нескольких тематических блоках в рамках общеэкспедиционной повестки дня.
     В частности, было сделано наблюдение относительно стратегии адаптации конфессиональных сообществ к современности, к изменению социальных институтов и к использованию научных технологий. Выяснилось, что среди традиционно-исторических для России конфессий адаптационными возможностями обладают иудеи. Они готовы достаточно гибко воспринимать специфику изменений в области общественно-политических отношений, открыто дискутировать о разных моделях общественного устройства, соотношении локальных и транснациональных традиций. В особенности, интересно отношение к научно-техническим достижениям, которые они предпочитают использовать даже в рамках достаточно сокровенной стороны их религиозности – определения наследственного еврейства с помощью анализа ДНК, относительно которых разработаны даже соответствующие канонически правила.
     Что касается межконфессиональных отношений Воронежа, то интервью показали, что между самими традиционными религиозными сообществами особых трений нет, даже наблюдается определенного рода сотрудничество в плане социальных инициатив и противодействия терроризму. Некоторые противоречия, возникавшие по ходу возрождения религиозной жизни у разных конфессий, удалось решать благодаря участию в Межконфессиональном совете, действующем в Воронежской области с 2005 года. Так, в середине нулевых благодаря ему православным удалось «помириться» с протестантами, с которыми был конфликт по поводу преподавания Основ православной культуры (ОПК) в общеобразовательных школах. Православные, со своей стороны, тоже смягчили свою позицию, согласившись рассматривать ОПК лишь как культурологический, а не религиозный предмет, что поначалу было не так (были случаи, когда посещавших ОПК школьников принуждали на уроках целовать иконы).
     Интересно, что в Воронеже сложились дружественные отношения между арабами-мусульманами и иудеями. Довелось слышать заверения о такой дружбе как от представителя иудеев (раввина Авигдора Носикова), так и от лидера арабской диаспоры в Воронеже, директора арабско-русского центра, вышеупомянутого Кафарна Шакер Хусейна. И это при том, что последний – выходец из Палестины. Цель его центра – обеспечить максимально комфортную атмосферу и условия адаптации для тех мусульман, которые приезжают учиться в Воронеж с Ближнего Востока (обучение в России для арабов – одна из альтернатив тем институтам на Ближнем Востоке, где есть опасность радикализации).
     Вообще, если говорить о мусульманах города, то тут просматривается консолидация скорее именно на уровне арабской, то есть этнической общности, чем на уровне религиозной, что также препятствует строительству мечети. В этом плане студенты подтвердили наблюдения, отмеченные в справке по Воронежской области, приведенной в книге «Религиозно-общественная жизнь российских регионов». В то же время, если не ограничиваться рассмотрением города, а брать областные районы, по крайней мере восточные, то согласно данным Михаила Жеребятьева, там все-таки существует надэтничская мусульманскя идентичность, и она перекрывает этническую.  Однако недели оказалось недостаточно, чтобы съездить туда и поговорить с людьми.
     Еще одним результатом опросов оказалось наблюдение, что в плане межконфессиональных отношений в Воронеже и по области в целом на сегодняшний день действует четкое разделение. С одной стороны, есть религиозные сообщества, находящиеся в «элитарном» положении, которые допущены до участия в Межконфессиональном совете при Воронежской областной Думе, то есть рассматриваются как партнеры государства в деле укрепления общественного согласия и реализации социальных программ. Помимо РПЦ МП, в работе Совета участвуют иудеи, мусульмане, старообрядцы (поповского и беспоповских согласий), баптисты, консервативные пятидесятники, римо-католики, методисты, адвентисты, лютеране.  С другой стороны, присутствует множество религиозных групп, которые в этот совет не допущены, но им разрешается существовать в местном религиозном ландшафте. Это, например, ряд харизматических церквей, мормоны, язычники, кришнаиты, члены НРД, мистические группы, такие как «федоровцы» (последователи Федора Рыбалкина).
     Религиозные организации второй группы, в отличие от первой, почти не защищены, конфессиональное согласие ей не гарантируется, и её представители ощущают угрозу насилия. Например, кришнаиты рассказали вышкинцам о том, что подвергались несколько лет назад нападению со стороны парамилитаристского объединения казаков. Казаки с шашками напали на лагерь кришнаитов, который был разбит на берегу реки во время фестиваля, и стали резать и топтать духовную литературу. Одному из вайшнавов нанесли серьезное увечье, пробив череп арматурой. Казаки также пытались сдёрнуть с женщин сари, крича: «Ты православная!».  На самом деле, как выяснилось во время нескольких интервью, симпатии к кришнаизму уживаются с уважением к православию, а иногда и с приверженностью ему. Часть кришнаитов рассказали о том, как они опирались и переосмысливали разные детали именно православной религиозности в процессе своего обращения.

                                                                                 Во время беседы с вайшнавом


                                                                                           Танец вайшнавов

    Cами православные, с которыми группе молодых исследователей удалось побеседовать, не поддерживают свойственные казакам методы «защиты православия», как, впрочем, и стиль декларации своей религиозности.
    Нам рассказали, что у казаков был даже конфликт с настоятелем Дивногорского монастыря из-за того, что они однажды приехали в монастырь и устроили на территории монастыря пение церковных и народных песен, не сообразуясь ни с монастырской тишиной, ни с просьбами наместника.

   Поездка в Дивногорский Успенский монастырь оказалась сама по себе ярким событием экспедиции. Студенты побеседовали с настоятелем о. Алексием (Сукачевым), побывали на экскурсии в пещерном храме и услышали из уст живущего в монастыре послушника историю монастыря. Во время беседы с настоятелем, доброжелательно отвечавшим на вопросы, участники пробовали говорить на разные темы, как на богословские, так и на политические. Впрочем, сам настоятель считал, что проводит духовную беседу со своими гостями и на политические темы говорил без особого интереса. Мы выяснили, что монастырь стремится придерживаться, насколько возможно, нейтральной позиции в вопросе о будущем Донбасса и пути развития Восточной Украины.


     По дороге в монастырь удалось провести половину дня в компании Иры Михайловны Кожокиной – представительницы этнорелигиозной общины иудействующих (известных также как геры и субботники). Она пригласила исследователей в гости в пос. Высокий, описанный в книге А. Львова (Львов А. Соха и Пятикнижие: русские иудействующие как текстуальное сообщество). Поселок находится рядом с Государственным природным заказником «Каменная степь», где Ира Михайловна живет со своим сыном и внуком.

                                                                                   Чаепитие в доме И.М. Кожокиной



                          Участники экспедиции вместе с Ирой Михайловной в пос. Высокий. Позади еврейское кладбище.

     Ира Михайловна приняла гостей с радостью и принарядилась – надела костюм и косынку. Ей 79 лет, но она провела трехчасовую экскурсию по селу и рассказала многое из того, что помнила и знала об истории и быте села и его жителей. В частности, еврейское кладбище, которое Ира Михайловна показывала участникам экспедиции, раздельное: для мужчин, женщин и детей предусмотрены отдельные части. Кладбище, как и пришкольный краеведческий музей, очень ухожено и представляет для исследователей данного региона и религиозной традиции большой интерес.

Из студентов в экспедиции участвовали: Гульнара Гурбанова, Елизавета Шишлакова, Владимир Михеев, Александра Пулинец, Анна Булгакова, Владислава Нагаева, Димитрий Крихан, Анастасия Ермолаева, Мария Бунина.

Заключение

Воронеж – город-стройка, город-миллионник, город с яркой и разнообразной религиозной жизнью. Несмотря на то, что экспедиционной недели едва хватило для того, чтобы осознать религиозное многообразие региона, этого времени было достаточно для первого, самого маленького, но уверенного шага в сторону индивидуальных религиоведческих исследований студентов, принимавших участие в этой поездке. Это была неделя нового опыта, новых знаний, впечатлений и правил, многое из чего останется с участниками Воронежского религиоведческого приключения на долгие годы научных трудов.


     По итогам экспедиции студенты оформили полевые дневники, сделали заметки по наиболее запомнившимся сюжетам, которые будут использоваться участниками для дальнейшей научной работы по индивидуальным направлениям.


                                                                             Вид на Дивногорский монастырь с горы

Автор: Елизавета Шишлакова 

При подготовке материала использовались
данные полевых дневников участников экспедиции

Кладбище, как и пришкольный краеведческий музей, очень ухожено и представляют для исследователей данного региона и религиозной традиции большой интерес.