• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4

Телефон: +7 495 772-95-90 *22161

Email: fgn@hse.ru

Адрес для корреспонденции: 

101000, Москва, ул. Мясницкая 20

Руководство
Научный руководитель Руткевич Алексей Михайлович
Первый заместитель декана Носов Дмитрий Михайлович
Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками Файер Владимир Владимирович
Заместитель декана по международной деятельности Исэров Андрей Александрович
Координатор проектной деятельности Глущенко Ирина Викторовна
Сайт-директор факультета гуманитарных наук Гори Лиана Тенгизовна
Мероприятия
3 декабря, 16:00
13 февраля 2023 – 15 февраля 2023
Прием заявок до 24 декабря 2022 г. 
3 марта 2023 – 4 марта 2023
Прием заявок до 5 февраля 2023 г. 
Книга
Очерки истории христианских цивилизаций : в 2 т. Т. 2 : От арабских завоеваний до крестовых походов (VIII‒XI вв.)

Муравьев А. В., Кобищанов Ю. М., Кораев Т. К. и др.

Т. 2: От арабских завоеваний до крестовых походов (VIII‒XI вв.). М.: РОССПЭН, 2022.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Библеистика и история древнего Израиля

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/10/3
45 бюджетных мест
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Индии

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Ирана

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Античная и восточная археология

2 года
Очная форма обучения
13/13/2
13 бюджетных мест
13 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Восточноевропейские исследования

2 года
Очная форма обучения
16/5/2
16 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Классический и современный Восток: языки, культуры, религии

2 года
Очная форма обучения
15/10/2
15 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Мусульманские миры в России (История и культура)

2 года
Очная форма обучения
13/5/3
13 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Религия и общество

2 года
Очная форма обучения
13/5/1
13 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Античность

5/4 года

46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения

45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения

20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Арабистика: язык, словесность, культура

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Ассириология

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Египтология

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
35/180/15
35 бюджетных мест
180 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
70/25/3
70 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3
35 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Монголия и Тибет

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Турция и тюркский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
45/60/3
45 бюджетных мест
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
45/45/6
45 бюджетных мест
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Христианский Восток

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Эфиопия и арабский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Юго-Восточной Азии

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Японии

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык, словесность и культура Китая

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык, словесность и культура Кореи

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Germanica: история и современность

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+DEU
Обучение ведётся на русском и немецком языках
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
25/10/6
25 бюджетных мест
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
19/5/2
19 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/15/1
20 бюджетных мест
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Культурные исследования

2 года
Очная форма обучения
34/5
34 бюджетных места
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
20/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании русского языка и литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
18/5/1
18 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Алиса Максимова приняла участие в экспедиции в Порхов

Стажер-исследователь ИГИТИ Алиса Максимова приняла участие в исследовательской экспедиции в рамках программы студенческих экспедиций НИУ ВШЭ «Открываем Россию заново». Как хранит свое прошлое исторический город, почти полностью разрушенный в войну? Где находит работу молодежь? Может ли плетение из лозы, бересты и болотных трав быть престижным занятием? Как получилось, что в малом городе открылся кинотеатр, и бывает ли у пенсионеров свободное время, чтобы туда сходить? Как люди заботятся о здоровье в условиях низкого дохода и недоступности качественных медицинских услуг? На эти и другие вопросы исследовательская группа из пятнадцати человек постаралась ответить в ходе двухнедельной экспедиции в город Порхов, расположенный в Псковской области. См. репортаж.

Алиса Максимова приняла участие в экспедиции в Порхов


В экспедицию

Вид на реку Шелонь
Вид на реку Шелонь
























Уже несколько лет мы учимся изучать жизнь малых городов. Путешествие в Порхов – это восьмая поездка в рамках Летней социологической практики, проекта, инициированного в 2010 году Лабораторией экономико-социологических исследований и студенческим социологическим клубом «Город». В этом году экспедиция прошла в рамках проекта «Открываем Россию заново».
«Задача ЛСП состоит в том, чтобы вытолкнуть участников из этого удобного кокона, поместить их в некомфортную ситуацию, которая вынудит поставить привычные представления о мире под сомнение. Именно такой опыт способно дать поле, если оно проводится не в лабораторных условиях, а in vivo». ЛСП – это поиск вопросов и поиск способов, которыми на эти вопросы можно ответить. Поэтому каждый участник поехал в Порхов со своей темой и выполнял собственное исследование, в чем ему/ей помогала команда организаторов: Екатерина Павленко, Алиса Максимова, Елена Гудова и Варвара Кобыща.
Несколько проектов, например, сфокусировались на досуге и культурном потреблении: участники экспедиции изучали то, как организовано свободное время пенсионеров, как функционирует кинотеатр и кто туда ходит, что делают и как представляют свои задачи сотрудники учреждений культуры. Отдельной категорией для анализа стали подростки и молодые люди. Собранная информация помогла понять, где устраивается молодежь и каковы представления о хорошем месте работы и зарплате, как занятия спортом влияют на жизненные планы и траектории подростков, а также в каких контекстах подростки сталкиваются с массовой культурой. Еще один проект был посвящен тому, как жители города пользуются медицинскими услугами: что делают, когда не хватает денег на лекарства, обращаются ли к знахарям, ездят ли в соседние крупные города к врачам.

Городская жизнь

Вечерний концерт
Вечерний концерт
























Порхов расположен на берегу реки Шелони, его население насчитывает чуть менее девяти тысяч человек и, как зачастую происходит в малых городах, постоянно сокращается. В разные периоды своей истории Порхов принадлежал и Новгородской республике, и Петербургской губернии. В наши дни город сильно связан с Псковом и Санкт-Петербургом, куда уезжают учиться выпускники и где вахтовым методом работают многие взрослые. Летом население увеличивается за счет дачников из крупных городов. Сохранившиеся с советских времен предприятия и бюджетные организации подвергаются оптимизации, значительная часть порховчан занята в торговле и неформальном секторе (строительные бригады, лесозаготовка, сбор урожая и т.п.). Пришедшие в Порхов несколько лет назад супермаркеты соседствуют с местной сетью магазинов, где можно купить продукты в долг. Огород для большинства горожан, живущих в частных домах, – это не способ с пользой провести свободное время, а важный источник обеспечения семьи продуктами питания, которые иначе они не могли бы себе позволить.
В Порхове функционируют два НКО: «Росток», который занимается социализацией выпускников интерната для детей с ментальной инвалидностью в Бельском устье, и собачий приют «Добрый». Обе организации, однако, существуют относительно автономно от городского сообщества. В целом же, меценатство и социальная помощь в городе развиты мало и не имеют систематического характера.

Никольская церковь и сад на территории крепости
Никольская церковь и сад на территории крепости




















































Несмотря на все разрушения, которые город понес во время Великой отечественной войны, удалось сохранить Порховскую крепость, и сейчас она является главным символом города. Силами музея и церкви на территории крепости частично восстановлен существовавший там до войны ботанический сад. Культурная жизнь Порхова в нескольких важных аспектах отличается от того, что мы наблюдали в других малых городах. Во-первых, здесь есть несколько масштабных объектов: кинотеатр, созданный по федеральной программе в здании музея, бассейн, построенный местными предпринимателями, парк, где в советское время даже стояло колесо обозрения, а до революции пролегала городская набережная. Во-вторых, те инициативы, которые во многих других местах имеют лишь формальное воплощение, здесь удалось сделать действительно полезными и интересными для местных жителей.

Плетение из лозы
Плетение из лозы

























Так, усилия по развитию народных промыслов в 90-х годах привели к тому, что ремесла существуют в Порхове не только в виде музейных экспонатов или развлечения для туристов, но дают работу и заработок для более чем полусотни горожан. Выступления местных музыкальных исполнителей устраиваются не только по случаю Дня города или Дня Победы, но в теплое время года проходят каждое воскресенье, собирают немалую аудиторию и вдохновляют порховчан танцевать. Деятельность существующего уже более 30 лет краеведческого кружка «Лира» дала толчок к восстановлению монастыря в Никандровой пустыни, сделала известными расположенные в Порховском районе заброшенные дворянские усадьбы. При этом Порхов, в отличие от многих других малых городов с богатой историей, не видит в туризме главный источник развития.

Коллективная работа

Работа группы на вечернем собрании
Работа группы на вечернем собрании





















Формат экспедиции предполагал сбор данных каждый день. На вечерних собраниях мы обсуждали ход проектов; интервью (их за две недели набралось около 90!) и наблюдения; особенности установления контакта с разными респондентами, от подростков в кинотеатре до владельцев агентств ритуальных услуг; способы интерпретации материала; этические и эпистемологические проблемы, связанные с нашим пребыванием в поле. Отдельный семинар был посвящен технике проведения интервью, типичным ошибкам и полезным приемам. Мы также разобрали текст Клиффорда Гирца «С точки зрения туземца» и постарались перенести идеи Гирца на собственную исследовательскую работу: как следует формулировать вопросы интервью и что искать в ответах респондентов. Последние дни экспедиции были выделены для презентации предварительных результатов исследований. Участники рассказали о том, что удалось сделать и получили комментарии и рекомендации для доработки итогов проектов.
С окончанием экспедиции исследование не заканчивается: и студентам, и организаторам предстоят обработка и анализ собранных данных. Больше о Порхове и о его жителях можно будет узнать из эссе, публикаций и презентаций участников Летней практики осенью!

Текст: Варвара Кобыща, Екатерина Павленко, Алиса Максимова, Елена Гудова. 
Фотографии: Варвара Кобыща
Ссылка на оригинальную новость