Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4
Телефон: +7 495 772-95-90 *22161
Email: fgn@hse.ru
Адрес для корреспонденции:
101000, Москва, ул. Мясницкая 20
Всем, кто хотел бы лучше познакомиться с факультетом гуманитарных наук, рекомендуем посмотреть здесь лекции наших преподавателей.
Чтобы всегда быть в курсе мероприятий, проходящих на факультете, рекомендуем подписаться на рассылку
Факультет готовит преподавателей и исследователей в области языка и литературы, философии, истории и современной культуры. На факультете преподают ведущие российские ученые и практики из разных областей культуры, а также приглашенные иностранные специалисты. Студенты факультета получают современное гуманитарное образование и основательную языковую подготовку, позволяющие им по окончании университета находить себе широкое профессиональное применение.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
М.: Новое литературное обозрение, 2022.
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
13 платных мест
2 платных места для иностранцев
16 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения
45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
35 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
180 платных мест
15 платных мест для иностранцев
70 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
35 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
30 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
19 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
20 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
34 бюджетных места
8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
10 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
18 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
Можно ли исследовать цифровыми методами литературу, а главное, зачем это нужно? Человечество научилось анализировать гигантские объемы данных из разных сфер науки: астрономии, физики, химии или генетики. Но как быть с большими собраниями сочинений? Могут ли филологи и лингвисты в считанные часы собрать, например, все стихи поэтов Серебряного века и извлечь из них какие-то общие тенденции и закономерности?
Сделать это с помощью медленного вдумчивого чтения почти невозможно, поэтому специалисты часто прибегают к методам компьютерной лингвистики, математической статистики, теории графов и другим областям науки. Обо всем этом лекция кандидата филологических наук научного сотрудника школы филологии НИУ ВШЭ Александра Пиперски.
– Я не пожалел, что попал на лекцию Александра Чедовича. Мне, как математику, было интересно узнать о применении в литературе вычислительных формул и расчетов, – делится впечатлениями 16-летний Николай Силаев из Екатеринбурга, направление «Наука».
Русский филолог-медиевист Борис Исаакович Ярхо, исследуя историю жанра, решил выделить четыре жанровых признака трагедии, которые можно обозначить числовыми параметрами (например, количество явлений или действующих лиц в пьесе) и показать, как эволюция трагедии делится на периоды (ранняя, поздняя классика или романтика). Опираясь на эти периоды, Ярхо установил границы между ними, а затем вычислил не только их количественные признаки и различия, но и частоту их сочетаний в разных текстах, а также отразил на шкале место промежуточных произведений (например, между прототипической трагедией и прототипической комедией).
Сложность этих исследований заключалась в том, что Ярхо проводил все вычисления вручную и такое трудозатратное занятие одному или даже нескольким специалистам оказалось не под силу.
Сегодня можно сделать тоже самое, с помощью онлайн-ресурсов. В Рунете больше десяти лет существует основанная на собрании русских текстов в электронной форме информационно-справочная система – Национальный корпус русского языка (НКРЯ), который является самым главным инструментом лингвистов и упрощает применение количественных данных при оценке частотности в сфере стилистических норм.
– Раньше слышала о применении компьютерных методик в изучении литературы, филологии и лингвистики, но никогда не видела, как это работает на деле. Здорово, что Александр Чедович показал нам возможности Национального корпуса русского языка на примере. Это был занимательный эксперимент, в котором сошлись человеческий, гуманитарный и цифровой факторы, – подытожила 16-летняя Лера Воронова из Екатеринбурга, направление «Литературное творчество».