• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Народы и их ангелы-хранители. Народ, народы и третий народ в христианстве античном и средневековом

В Германском историческом институте состоялась лекция профессора Дьёрдя Гереби. Публикуем репортаж Анастасии Ермолаевой

Народы и их ангелы-хранители. Народ, народы и третий народ в христианстве античном и средневековом

12 октября 2017 года в Германском историческом институте в рамках коллоквиума по истории средних веков и раннего нового времени под руководством Андрея Владимировича Доронина (ГИИМ) и Михаила Анатольевича Бойцова (НИУ ВШЭ) состоялась лекция профессора Дьёрдя Гереби (György Geréby) (Будапешт) на тему: «Народы и их ангелы-хранители. Народ, народы и третий народ в христианстве античном и средневековом» («Die Völkerengel. Volk, Völker, und das dritte Volk im Alten und Mittelalterlichen Christentum»).

В своем выступлении профессор Гереби затронул вопрос о том, как употребляются понятия «народ» и «народы» в Ветхом и Новом заветах. Работу с обозначенным вопросом, по словам докладчика, существенно затруднили те изменения, которые претерпело слово «народ» с библейских времен до наших дней. Не в последнюю очередь оно изменилось под влиянием Реформации, национальных нарративов XIX века и опыта национализмов XX в. Чтобы проанализировать, как воспринималось понятия «народ» и «народы» ранними христианами, профессор Гереби обращается к древнееврейскому тексту Ветхого завета и к его греческому переводу — Септуагинте.

 
Трансформация, которую претерпевают понятия «народ» и «народы» от Ветхого завета к Новому, можно проследить на следующем примере. В книге пророка Осии под «Моим народом» («луамми»), то есть народом Божьим, понимается весь народ Израиля (Ос 1-2) Когда же это понятие используется апостолом Павлом в «Послании к римлянам», его смысл существенно меняется. Под «Моим народом» теперь понимаются все христиане, противопоставляемые Петром всем язычникам и иудеям. (Рим 8:25-26)

Как следует из приведенного примера, и в Ветхом, и в Новом заветах используется понятие «народы», но в каждом случае они понимаются по-разному. Так, в Ветхом завете существует два народа: богоизбранный народ Израиля и остальные народы. Согласно книге Бытия (Быт 11:1-9), люди решили построить башню высотою до небес. Однако Бог прогневался за это на них и смешал все языки, отчего строительство Вавилонской башни прекратилось. Так появилось 70 языков и 70 народов, и, как следует из Книги Праведного (9:32), Бог послал к ним 70 ангелов, каждый из которых отвечал за один язык. Разделенные народы стали почитать разных ангелов, и только Авраам захотел чтить Создателя. Таким образом, в Ветхом завете существуют только два типа народов: те, которые предпочли служить ангелам, и потомки Авраама, избравшие Бога. Разделение народов произошло вследствие вавилонского столпотворения и стало наказанием для людей.


Однако в Новом завете «народы» начинают пониматься совершенно иначе. Для христиан воскресение Христа открыло новую эпоху, оно преодолело различия между народами, искупило грех вавилонского столпотворения. Явление Христа положило конец господству ангелов-хранителей, они подчинились Ему. Он упразднил вражду народов своей плотью. Все христиане стали единым народом, последовавшим за Спасителем, а те, кто не принял его - язычниками, которые не могли быть полноправными гражданами Божьего государства. Церковь же стала новым народом на земле и объединила в себе всех христиан.

 
Анастасия Ермолаева