• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мысль о музыке в авраамических традициях – 2017

В начале ноября состоялась международная междисциплинарная конференция, посвященная мысли о музыке в культурном наследии трех авраамических религий. Публикуем репортаж Александры Кульпиной

7–9 ноября 2017 года состоялась Международная научная конференция «Мысль о музыке в авраамических традициях – 2017», организованная  Государственным институтом искусствознанияЕврейским Музеем & Центром Толерантности и Центром восточной литературы РГБ и научно-образовательной программой «Эшколот».

Ещё до начала конференции было ясно, что это событие готовится стать уникальным в своём роде – и из-за масштаба темы, охватывающей культурное наследие трёх великих мировых религий, и из-за глубоко междисциплинарного характера докладов: участвовали представители всего спектра гуманитарных наук. Вообще образ цветового спектра или же образ многогранного прозрачного камня, вращающегося и каждый раз иначе преломляющего свет, тем самым окрашивая его в радужные оттенки, стал бы неплохой метафорой происходившего на конференции – визуальные образы современный человек представляет легче звуковых. Тем сложнее становится исследовательская задача изучения звуковой культуры прошлого: музыкальных практик, музыкального мышления, звукового воображения и звуковых образов ушедших веков. На конференции «Мысль о музыке» представлены были едва ли не все методы восстановления прошлого, от текстологического анализа и иконографических исследований до реконструкции нотного текста и стоящего за ним композиторского мышления.

Структура конференции соответствовала триаде форм, в которых находит воплощение мысль о музыке: слово, текст и образ. Открыла заседание презентация первого полного комментированного перевода «Шести книг о музыке» Аврелия Августина, выполненного Е.  Двоскиной, сотрудником Московской консерватории. Место слов и звуков в религиозных ритуалах (Л. Чаковская, Е. Хаздан), их соотношение в художественных практиках и священных текстах (С. Парижский, У. Гершович, Э. Госфилд, А. Ковельман), возможность словесного урегулирования звуковой деятельности (Г. Сайфуллина, А. Семенович, Е. Фёдорова) – эти вопросы составили программу первой части конференции, проходившей в пространстве Еврейского музея и Центра толерантности.

Символический переход в область Текста нашёл отражение в перемещении на вторую конференционную площадку – Центр восточной литературы РГБ им. Ленина. День начался с открытия выставки «Музыка и Книга в авраамических традициях: из собрания Центра восточной литературы РГБ» и презентации ещё одного уникального издания, книги «Шаракан. Каноны и гимны армянской церкви». Автором перевода гимнов и обстоятельного комментария стал известный отечественный музыковед Л.О. Акопян. В последовавших за презентацией докладах рассматривались как звучащие и повествующие о музыке тексты (М. Рейснер, Л. Лахути, В. Петров), так и свидетельствующие о музыкальных традициях изображения (М. Моисеева, С. Иванова, М. Назарли). Завершили день выступления, посвящённые методологическим и философским аспектам осмысления музыки как текста (В. Векшин и С. Ковалёва, Р. Куренкова, Д. Никитина), плавно перетекшие в круглый стол.

Третий день конференции стал продолжением и расширением понятия «изображения» в музыке. Визуальным отражением тематика завершающего дня стали пространства Государственного института искусствознания, украшенные гризайлевыми росписями и барельефами с музами и нимфами. Утренняя сессия открылась лекцией Я. Принс, научного сотрудника Института перспективных исследований и Центра ренессансных исследований Университета Уорика и Университета Утрехта, посвящённой музыкальным аспектам трактовки платоновского «Тимея» в комментарии Марсилио Фичино. Последовавшие за ней докладчики продолжили тему интеллектуальных конструктов, используемых для описания музыки (Е. Двоскина, А. Богомолов, А. Кульпина), а затем перешли к вопросам анализа музыкального содержания и экстрамузыкального смысла произведений (Е. Воробьёв, Н. Катонова, Г. Шамилли).

Объединению всех форм музыкального бытия в образах мировой гармонии (О. Акопян), в особенности каббалистическим толкованиям места музыки было посвящено вечернее выступление Я. Принс и заключительные лекции Моше Иделя, крупнейшего исследователя еврейской мистики и каббалы.

Гармоническое взаимодействие (или, другими словами, междисциплинарное сотрудничество) как основополагающий принцип конференции послужило основой разнообразной культурной программы: текстовому элементу соответствовала организованная РГБ им. Ленина выставка редких книг, ритуальному слову – проведённая вечером первого дня экскурсия по Еврейскому музею, а образный язык музыки воплотился в концерте ансамбля «Le troubadour galant». Так исследователи различных аспектов музыкальной культуры обрели единое поле интеллектуального взаимодействия, а научное знание обрело союз с чувственным восприятием.


Александра Кульпина