Открывая Россию заново: результаты осенней экспедиции школы культурологии в Киров
Изучением художественных промыслов мы с коллегами из Лаборатории исследований культуры занимаемся уже несколько лет. Описание местных ремесел – обязательная часть программы ежегодных весенних экспедиций «Культурные эффекты границы». Мы видели, как делают знаменитое кубачинское серебро, знаем, как устроена индустрия ковроткачества в Иране. В сентябре четвертую за этот год экспедицию Школы культурологии мы провели в Кирове. Дымковская игрушка, вятская матрешка, капокорешковый промысел, кукарское кружево – наиболее известные промыслы края. Особенностью этой экспедиции было совмещение камеральных работ (в кировских архивах и библиотеке) и полевых исследований. Такой подход соответствовал цели нашей поездки – реконструировать историю ремесленных производств Вятского края и описать современное состояние сферы художественных промыслов в регионе.
Кто-то из участников преодолел в экспедиции свой страх перед полем и провел первые самостоятельные интервью, удивляясь судьбам, творческим траекториям карьеры умелых кировских мастериц и хватких мастеров.
В экспедиции пришлось столкнуться напрямую с миром народно-художественного промысла (далее – НХП), я частично поняла, как функционирует эта часть нашей действительности. Это важно для меня: теперь, когда сфера НХП наполнилась реальными, живыми людьми с их историями и даже реальными материальными объектами, она перестала быть отталкивающе-непонятной
Альбина Заверткина, 2 курс, ОП «Культурология»
Кто-то впервые прикоснулся к документам прошлого, до которых раньше не дотрагивалась рука исследователя, и получил новый опыт переживания истории.
Вдвойне приятно, что итогом экспедиции, помимо разрушения стереотипов о России, например, приходит осознание того, что ты, оказывается, умеешь работать, твои знания применены к реальности и тебе под силу создать с нуля своё исследование, изучая документы в архиве
Екатерина Закревская, 3 курс, ОП «Культурология»
На ежедневных вечерних семинарах мы делились друг с другом своими наблюдениями от «встречи с реальностью» и рассказывали забавные истории, случившиеся в течение дня. Одной такой находкой стала докладная тридцатых годов о пьяной артбригаде, которая приехала культурно обслуживать колхоз, но вместо продолжения гастролей решила продолжить веселье – гулять пьяными по округе, спать в огородах, гонять ведомственное авто за вином, но самое главное – участники этого отпуска отказывались уезжать, пока не доедят купленного в соседней деревне барана. Судьба пьяной артбригады неизвестна.
Вечерние семинары мы начинали в библиотеке им. А.И. Герцена, а после ее закрытия продолжали делиться впечатлениями в одном из дружественных заведений города.
Удалось познакомиться с работой в архивах, встретиться с самобытными людьми, неравнодушно относящимися к своей работе, узнать о перспективах и проблемах народных промыслов сегодня
Полина Рынькова, 3 курс, ОП «Социология»
На третий день мы перестали считать обращения к нам случайных людей, которые становились невольными слушателями наших рассказов: это были предприимчивые сотрудники частных музеев, журналисты федеральных СМИ и просто счастливые горожане, которые подарили нам бутылку хорошего шампанского в честь рождения сына.
Самым ярким событием экспедиции стала поездка в поселок Каринторф, который связывает с «большой землей», городом Кирово-Чепецком, одна из последних действующих в России узкоколеек. Проводниками по местным достопримечательностям, большинство из которых могли быть отличными декорациями к постапокалиптическому фильму, неожиданно для всех стали одиннадцатилетний школьник Кирилл и его подруга Даша. Они показал нам ход в бомбоубежище на территории бывшего Торфяного завода, кладбище поездов в заброшенном депо и даже пригласили на субботнюю вечеринку.
А кто катался на узкоколейке, свисая над проносящейся травой с тамбурных поручней? Кто видел кладбище поездов? Мы катались, мы видели. И это было очень круто
Мария Четверикова, 2 курс, ОП «Культурология»
Переживание от Каринторфа дополняли мрачные истории, рассказанные кировочепецким краеведом. Герои его историй сходили с ума или запомнились безумными выходками: будущий олимпийский чемпион, обозначая свои притязания на большой спорт перед тренером, прыгнул из окна четвертого этажа в сугроб; нелюдимый местный житель стал лучшим сотрудником морга, а женщинам, находящимся на предродовом сроке, приходилось в этой же больнице «перешагивать через жмуриков», чтобы дойти до столовой.
Экспедиция дала мне понимание того, что мир вокруг – это огромное исследовательское поле. Участники экспедиции постоянно находят какие-то невероятно интересные темы, которые тебе даже в голову не приходили, рассказывают про них так, что ты сам загораешься этой темой, что хоть диплом по ней пиши…
Ольга Вилкова, 2 курс ОП «Культурология»
Казалось, участники экспедиции готовы ко всему. Но в один из последних дней поездки мы познакомились с современным вятским фольклором, один из главных героев которого – отважный Яранский глинышек с глиняным горшком на голове вместо шляпы– спасает родной город от рептилоидов-чиновников, которые, подобно художникам-авангардистам, мечтают очистить город от исторического наследия.
Вы выходите в поле и меняете, если угодно, угол зрения: то, мимо чего всегда проходили, становится объектом вашего исследования. И название проекта – открываем Россию заново – ничуть не лукаво в этом отношении. Мы смотрим на привычное, может и известное, но с позиции исследователя. Такой опыт не получишь в университетской аудитории
Елизавета Захарова, 3 курс, ОП «Культурология»
Хоть такие путешествия разрушают много стереотипов и мотивируют свободно мыслить, как говорят участники экспедиции, очевидно, что подобное столкновение с реальностью невозможно пережить без рюкзака с антидепрессантами: в чате Телеграма появился экспедиционный стикерпак и куча локальных мемов, подкрепленных десятками снимков в Инстаграме с хэштегом #cultexp. Помимо многочасовых интервью и сотен архивных документов, участники экспедиции привезли домой жизнерадостный символ этой поездки против осенней хандры – дымковскую игрушку.
Кроме того, сложно переоценить дидактический потенциал экспедиции, ведь теперь многие ее участники не сомневаются в выборе темы курсовой работы: уже есть проработанные документы, пара интервью, а главное – приобретенные в поле навыки. Эта экспедиция получилась про движение почти во всех смыслах. Когда двигаешься и во времени – Каринторф, где, как известно, «время остановилось» – и в пространстве, а еще и в каких-то своих собственных знаниях, что-то в самом себе да изменяется, что, как отметили участники, немаловажно.
Могу с уверенностью сказать, что экспедиции Школы Культурологии – это нечто большее, чем просто экспедиции
Мадина Калашникова, 2 курс, ОП «Культурология»
Куренной Виталий Анатольевич
Школа культурологии: руководитель