• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

Наталья Самутина рассказала «Окнам роста» о праздничном чтении

В разгар новогодних праздников «Окна роста» попросили Наталью Самутину, Булата Назмутдинова, Полину Шевчук и Евгения Штейнера рассказать о праздничном чтении, проникнутом атмосферой свободы и вольности, и дать несколько советов.

Наталья Самутина

«И историки чтения, и современные его исследователи прекрасно знают, что «сферического чтения в вакууме» не существует. Обстоятельства чтения, его темпоральность и ритм, его функции и связь с материальной средой меняются на протяжении истории, различны для разных социальных групп и индивидуальных читателей. В увлекательной «Истории чтения в западном мире от Античности до наших дней» под редакцией Г. Кавалло и Р. Шартье (М., 2008) можно прочесть, например, о шезлонгах для чтения с встроенными пюпитрами и специальной одежде для чтения, мягкой и теплой, в которой дамам из состоятельных семей с первой трети XIX века предлагалось в этих шезлонгах возлежать. И там же, чуть ниже – об английских рабочих-самоучках, урывающих для чтения редкие минуты в графике, заполненном напряженным трудом: так, один перевозчик товаров научил свою лошадь самостоятельно двигаться привычным маршрутом, сам же в это время читал. Для современного ребенка привычно постоянное перечитывание одних и тех же историй, чтение-погружение в уже знакомый приключенческий мир. Молодые японцы стремительно проглатывают новые томики манги, просто забежав в магазин и стоя у стеллажа. Ну а многие из нас заполняют поездки в метро пролистыванием на экране мобильного устройства статей по специальности или, что греха таить, ленты «Фейсбука».

Каково же тогда чтение университетского сотрудника или студента на зимних каникулах? Ни в коем случае не претендуя на исчерпывающее описание, с долей шутки рискну предположить, что это чтение человека, который затаился в норе, занавесил входы/выходы и наконец позволил себе ненадолго предаться свободному чтению, то есть прочесть что-то давным-давно (как минимум, с последней ярмарки Non/fiction) отложенное на мифический вольный день. Скорее всего, это чтение не по работе, чтение избыточное и прекрасное, как музыка барокко и биография Генделя авторства Ларисы Кириллиной (М., 2017). Возможно, это чтение человека, отправившегося в путешествие, – тогда тематика книг может соотноситься с географией поездки, и уверенно предсказать можно только их небольшой размер и вес. Возможно, это запойное перечитывание любимой книги, раз в кои-то веки до утра, как в детстве, под одеялом с фонариком. Или, напротив, чтение расслабленное, перемежающееся шутками за накрытым столом и зачитыванием вслух наиболее ударных фрагментов – например, описания попыток японского профессора выйти в город и разобраться в хитросплетениях современной ему популярной культуры («Теория каваии» Инухико Ямото, М., 2018). В любом случае чтение в новогодние дни и на зимних каникулах предстает своеобразным карнавалом читательской идентичности: в это время можно позволить себе быть менее серьезным, быть другим, быть чуть более вольным, чем обычно, читателем. Получилось ли у вас, коллеги?»

Читать далее...