• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

Исследование как обычный курс, дождливый ветер и Голландский свет: стажировка студентки магистерской программы "Философия и история религии"

Первый семестр 2017-2018 учебного года трое студентов Высшей школы экономики провели в Нидерландах, в Университете Неймегена им. Святого Радбода Утрехтского. Программа обучения по обмену возможна в рамках соглашений между факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ и факультетом философии, теологии и религиоведения Университете Неймегена. Среди этих студентов — магистрантка программы «Философия и история религии» Елизавета Шишлакова. Публикуем ее рассказ об опыте участия в программе международной мобильности, жизни в Нидерландах и обучения в зарубежном университете.

Полгода назад так случилось, к моему большому счастью, что меня приняли на семестровую стажировку в Нидерландах по межуниверситетскому соглашению между Вышкой и Radboud University Nijmegen, да еще со стипендией от Erasmus. Мне бы хотелось рассказать об этом максимально полезно и коротко – поэтому я разбила статью на блоки вопросов-ответов, которые мне показались наиболее животрепещущими.

 

 - Что за стажировка, где, как подать заявку?

Я стажировалась (по сути, обучалась)полгода по стипендии Erasmusв Radboud University Nijmegen, на факультете теологии и философии. Неймеген – небольшой университетский город ближе к южной границе Нидерландов; от Неймегена очень удобно ездить по разным направлениям – и в Кёльн, и в Брюссель, и в Париж (ну, вы теперь понимаете, зачем я поехала). Шутка. Вернее, полуправда – но об этом в следующем вопросе.

Узнала о конкурсе заявок на участие в международной мобильности я из письма нашего учебного офиса (спасибо!), хотя и до этого представляла себе существование такой возможности. Читайте письма на групповой почте! Они несут доброе и/или полезное.

То же самое относится и к сайту международной академической мобильности Вышки (https://studyabroad.hse.ru/) – там публикуется вся нужная информация о подаче заявок на мобильность, все дедлайны, а при необходимости можно записаться на консультацию с менеджерами отдела. Не пренебрегайте этим сайтом и общением с менеджерами! Они очень много мне помогли и объяснили все, что было непонятно (спасибо!!).

 

И, конечно же, очень важно взаимодействие с вашим учебным офисом и руководителем программы.

 

 - Зачем ехать на стажировку?

У всех свои причины, ясное дело. Очень важно их ясноосознавать, тогда получится не упустить возможности и заранее спланировать примерную занятость в процессе стажировки. Это, в свою очередь, может оказаться спасительным в незнакомой среде с повышенным уровнем стресса. Ну и, как минимум, вы мотивационное письмо хорошее напишите.

В целом, по результатам наблюдений (хе-хе, classic) я бы разделила причины на две категории:

Первая – условно, «академическая/карьерная». Вы стремитесь приобрести новые знания, недоступные в месте текущего обучения, или новые компетенции/навыки. Скорее всего, вы имеете четкое представление о том, чего вам недостает, и стремитесь восполнить эти пробелы.

Вторая – «мир посмотреть и себя показать». Сюда относится общая практика английского языка, путешествия, знакомства и постижение иной культуры. Возможно, вы еще не определились со сферой вашей деятельности и желаете расширить круг потенциальных возможностей.

Понятно, что нет чистых типов подобной мотивации, как нет идеальных типов вообще, и ваша мотивация тоже, скорее всего, состоит из дробных кусочков отдельных желаний и целей. Попробуйте выписать их для себя или даже составить видение себя на стажировке: чем вы занимаетесь, каков ваш распорядок дня, с какими результатами вы хотели бы вернуться. Изначальное понимание вашей мотивации, повторюсь, существенно снизит риск боли и обиды типа «прошло полгода, я еду домой, а где оно все??».

Полезна не стажировка сама по себе, а то, что вы сумеете из нее вынести. Это 100% так, во всяком случае, я в этом абсолютно уверена.

 

- Сложно ли это в плане подготовки документов? Вернее, насколько сложно?

Подготовка документов не слишком изматывающее дело, если вы обращаетесь к этому заранее. Заранее – значит, от одного (минимум!) до 3-4 месяцев. Здесь все зависит от требований университетов (языковые сертификаты, виза, сроки и пр.). Если у вас есть сертификат английского, то, по моему опыту, месяца достаточно для сбора необходимых бумаг. Но это будет не самый легкий месяц вашей жизни, я боюсь предсказать.

Проблема не столько в количестве бумажек и точно не в том, что вам никто не будет помогать – будут (слава отделу международной мобильности и учебным офисам!), проблема в том, что нужно понимать, что вам хочется, и сделать выбор – курсов, университета, что писать в мотивационном письме и пр.

Несмотря на то, что у вас будет возможность проконсультироваться по всем формальным вопросам подачи заявки, курсы за вас на сайте зарубежного университета никто не выберет и с научным руководителем программы их не согласует. Так что сложно скорее в плане самоорганизации и борьбы с прокрастинацией. Кроме того, может быть неудачный результат, к этому надо быть готовым заранее и не переживать, а подавать заявку на следующий семестр.

В общем, дело стрессовое, ничего не скажу, но хорошо прокачивает много скиллов сразу, вне зависимости от итога. Как минимум, у вас уже будет готовое мотивационное письмо и рекомендации! Всегда пригодится в хозяйстве.

 

- Стоит ли игра свеч?

Достаточно бесполезный вопрос (но я его все равно сформулировала и написала), так как с моей точки зрения – да, стоит. С вашей – не знаю. Но см. вопросы 2 и 3: ответ на текущий находится как соотношение выгоды и издержек. Вам нужно заранее оценить это лично себя.

 

- Что интересного (и отличного от Вышки) в системе обучения?

Не могу сказать за всю Одессу, как поется, но про Голландию, в частности, Неймеген, рассказать могу.

Как правило, в чести групповые задания и упор на семинарские занятия (в этом плане ничего необычного). Но на моем факультете не было ни одного группового задания ни на одном из 4хкурсов, что я посещала, поэтому это зависит от специфики предметной области.

Готовиться нужно к тому, что на лекциях сообщают значительно меньший объем информации, чем мы привыкли в Вышке (это мое субъективное ощущение!), а на экзаменах спрашивают значительно строже, чем преподавали. Экзамены, кстати, хоть и могут существовать в различных формах (от письменной работы-эссе до общего теста в аудитории), более жёстко привязаны к учебной программе, и их изменение возможно, но по дополнительному согласованию. Поясню: например, вы уезжаете из Голландии в конце января, а экзамен по курсу 1 февраля. Что делать? Изменять его форму по согласованию с преподавателями. Как правило, они на это идут, хотя это и означает для них дополнительную работу.

Еще об экзаменах: в Голландии не так развита система оценивания текущей работы студента, и львиная доля финальной оценки ставится чаще всего именно за экзамен. Это может оказаться неприятным сюрпризом, потому что мы в Вышке нацелены на другой подход.Десятку, кстати, в нидерландском университете так просто не поставят, на них скупятся чрезвычайно. Нам, разбалованным средним баллом от 9 (что для вышкинцев вообще не предел), это кажется почти трагедией.

Главная особенность системы обучения – то, что она действительно направлена на обучение. Как студент по обмену (стажировке), вы имеете право выбора множества курсов, и даже возможно свободное посещение. Отказать от курса можно за месяц до экзамена (или даже за неделю), и это не есть вопиющее нарушение, хотя кредитов вы за курс без сдачи экзамена не получите. Можно вообще посещать курс, а от экзамена с самого начала отписаться, тогда могут выдать справку, что вы прослушали такой-то курс.

Вы сами собираете свою нагрузку и сами ее модерируете – так устроена система обучения в Университете Радбода, а то и по всей Голландии. Это не совсем верно для обучающихся на полных программах бакалавриата и магистратуры, но и у них есть значительная свобода в переносе курсов и сроках их сдачи.

Кроме того, есть несколько типов курсов: от работ над проектом в группе до индивидуального исследования как результата прохождения курса. Это последний формат мне кажется очень удачным – если у вас есть тема, вы просто хотите ее изучать и не отвлекаться, то попробуйте найти подобный курс (у меня он назывался «RitualLaboratory») и писать под руководством профессора работу. Это фактически почти что курсовая, но меньше по объему и серьезности (если, конечно, вы не собираетесь потом публиковать статью).

 

- Какие возможности предлагает университет?

Массу. Это действительно так.

1. В университетах Голландии много курсов на английском языке. Без комментариев, потому что одного этого пункта могло быть достаточно.

2. В университетах есть развитая студенческая жизнь. Я говорю не столько про вечеринки (мне иногда хотелось, чтобы их было меньше, я книжный червь), а про клубы и кружки по интересам, которых чаще всего очень много, на любой вкус. В Радбоде, например, были клубы настольных игр и киберспорта. Рай на земле!

3. Продуманная образовательная система. Запись в библиотеку – удобно, распечатка файлов – платно, но тут же, в библиотеке; все по единой студенческой карточке, выбор курсов и экзаменов в электронном режиме, с возможностью отписаться в почти что любое время.

Учиться в Нидерландах удобно и приятно, хотя и в какой-то мере тяжелее, чем в Вышке. Ну или это мне с непривычки показалось.

 

- В целом, каково это, - жить в Голландии?

Дождь. Ветрено. Дружелюбно. Магазины до шести. Удобно путешествовать. Хороший транспорт. Посредственный сервис.

Если кратко, то так. Если же конкретизировать, то все зависит от ваших ожиданий, конечно же. Я в этом плане была «tabularasa» - у меня не было никакого воображаемого о голландцах и Голландии, кроме небольшого набора знаний и стереотипов. Тем интереснее оказались мои неожиданные открытия.

Обитатели Королевства Нидерландов дружелюбны, им интересно все, и они готовы узнавать о чужих традициях и культуре.  Это доходит до крайних форм выражения – кроме того, что 90% голландцев способны легко поддержать разговор на английском, они чрезвычайно восприимчивы к глобализированной культуре (что, например, выражается в их кухне – ее отсутствии. Национальное блюдо голландцев – картошка фри и сэндвич, так иногда шутят, и в этом есть доля правды).

С другой стороны, они не теряют своей идентичности. Из того, что я осознала в процессе общения, голландцы понимают свое место в мире и уникальность своей культуры. Это удивительное явление, как мне представляется. Наверное, во многом сохранять ощущение единства им помогает особая архитектура, которая придает небольшим городкам Голландии неповторимость, и которую нельзя в полной мере почувствовать в Амстердаме или Роттердаме.

Чтобы ощутить и понять Голландию, можно посмотреть фильм Dutch Light –это документальная медитация о гипотезе «особого света», пронизывающего Нидерланды и оставившего отпечаток на самоощущении народа, культуре и произведениях искусства. Фильм неспешный, но оставляет отпечаток после просмотра.

Кроме того, квинтэссенция «голландскости» (hollandiness) – мультикFatherand Daughter. В нем есть метафора жизни как ... крутящегося колеса велосипеда. Это говорит о голландцах, по сути, примерно все.

 

Суммируя все вышесказанное:

Нидерланды – прекрасный выбор для продолжения образования и для полугодовой стажировки. В голландских университетах предлагают широчайший выбор курсов на английском (на деле, сравнимый лишь с Осло и Хельсинки), жизнь не настолько дорога, а процедуры взаимодействия со студентами отработаны с голландской четкостью. Отдыхать и развлекаться здесь тоже любят и умеют – особенно студенты.

 

Шишлакова Елизавета, 2 курс магистратуры НИУ ВШЭ, elth@list.ru