• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекция Максима Алонцева о «Шах-наме»

16 июня ученый секретарь ИКВИА прочитал лекцию о главном иранском эпосе. Это выступление является частью цикла лекций «Путешествие на Восток: языки и литература» в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка на ВДНХ».

Лекция Максима Алонцева о «Шах-наме»

Великая персидская эпическая поэма «Шах-наме», написанная Абу-л-Касимом Фирдоуси (935–1020), создавалась на фоне интереса правившей династии Саманидов к доисламскому прошлому Ирана. В этом произведении Фирдоуси рассказывает историю иранской государственности от сотворения мира и первых легендарных правителей до арабского завоевания, которое сам автор описывает как величайшую трагедию.

Одним из важнейших сюжетов первой части «Шах-наме» (исследователи называют этот раздел «легендарным» или «мифологическим») является повествование о царствовании Джамшида, царя-устроителя. Он изобретает доспехи, учит людей ткать разные ткани и шить из них одежду, создает благовония и лекарства… Устроив дела своих подданных, Джамшид учреждает праздник нового года – Ноуруз, главный праздник иранского календаря. Видя, что подданные любят его, Джамшид попадает во власть гордыни и начинает считать себя равным Богу. От него отворачивается божественная благодать – «фарр», своеобразная божественная санкция, дарующая право на царствование.

После того, как фарр отворачивается от Джамшида, он покидает иранский престол и на его месте воцаряется Заххак – царь-завоеватель из земли арабов. В сюжете о Заххаке мы находим сразу несколько ярких параллелей с иранской мифологической традицией. Одним из главных творений злого божества зороастрийского пантеона является ужасный дракон Ажи-Дахака, которого побеждает герой Трайтаона. В «Шах-наме» происходит литературная обработка этого сюжета – Заххак уже не дракон, а иноземный царь-тиран, у которого из плеч растут змеи, питающиеся мозгом младенцев. Иранский народ под руководством кузнеца Каве восстает против гнета, и, в конце концов, Фаридун побеждает Заххака и заточает его в жерле горы Демавенд.

Иранцы активно использовали с детства известный им легендарный сюжет для описания современных им политических реалий. Уже в ХХ веке во времена Конституционной революции 1905–1911 годов отношения восставшего народа и несправедливого правителя описывались в рамках истории о Заххаке из «Шах-наме», а одним из наиболее популярных националистических журналов следующих десятилетий было издание под названием «Каве». Воссозданию обстоятельств легендарного сюжета способствовал и тот факт, что в начале ХХ века на Демавенде периодически происходили небольшие извержения. Образ Заххака использовался и в антигитлеровской пропаганде, и во время Исламской революции 1979 года. Так сюжет о царе-иноземце, имеющий корни в иранской мифологии, приобрел как политическую окраску, так и идущую с ней рука об руку злободневность.

О других лекциях цикла «Путешествие на Восток: языки и литература»