«Безумные слова, или Как я играла кёгэн»: доклад Натальи Клобуковой (Голубинской) на японистическом семинаре ИКВИА
История жанра кёгэн (狂言) насчитывает около пяти веков; приблизительно с середины XIX в. искусство кёгэн, по-прежнему тесно связанное с традиционным театром Но (能), приобретает статус самостоятельного театрального направления. С середины XX в. в истории театра кёгэн начинается новый виток развития – традиция выходит на международную арену и возбуждает неожиданный к себе интерес со стороны западных театроведов, актеров, любителей японского искусства. В ведущих университетах Европы и США организуются мастер-классы, лекции, практические занятия по изучению кёгэн; осуществляются переводы пьес на английский язык и их сценические постановки; в качестве преподавателей приглашаются ведущие актеры кёгэн существующих в настоящее время традиционных школ.
Автору доклада посчастливилось принимать участие в одной из обучающих программ, которая направлена на знакомство с традиционным японским театром и практическое изучение его основ. Эту программу, именуемую Т.Т.Т. (Traditional Theater Training), основали в 1984 г. американский театровед Джон Сальц и актер кёгэн Акира Сигэяма. С 2000 г. по настоящее время Т.Т.Т. проходит в Киотском центре искусств. В течение трех недель студенты проходят интенсивный курс обучения по одному из трех направлений (но 能, кёгэн 狂言, нихон буё 日本舞踊) и в конце курса выступают в сводном концерте. Студентам класса кёгэн приходится тяжелее всех, - они не только танцуют традиционный танец комай (小舞), но и играют полноценный 20-минутный спектакль в костюмах, с реквизитом, с пением и движением, на японском языке, на сцене старинного семейного театра Оэ ногакудо (大江能楽堂) в центре Киото.
О том, как это было и что этому предшествовало, рассказала и показала непосредственная участница событий Наталья Клобукова (Голубинская).
Мещеряков Александр Николаевич
Руководитель семинара
Оськина Анна Сергеевна
Секретарь семинара