Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Профессор Департамента истории и теории литературы Сергей Иванов рассказывает о том, как складывалась мифологема юродства

В издательстве «Corpus» вышла книга «Блаженные похабы. Культурная история юродства» византиниста, профессора факультета гуманитарных наук Сергея Иванова. Опираясь на огромный корпус источников — от византийских и древнерусских до западноевропейских, ученый описывает в своей книге, как менялось юродство и его изображение в разные времена и разных культурных контекстах. IQ.HSE поговорил с исследователем о том, какие бывали юродивые и с чем юродство не следует путать.

Алексей Человек Божий. Македония, XV в.

Алексей Человек Божий. Македония, XV в.
© WIKIMEDIA COMMONS

В поведенческом смысле юродствование — это самоуничижение ради демонстрации своего превосходства или показное шутовство с серьезным моральным подтекстом. Юродствование — важная черта русского культурного кода, подчеркивает исследователь. 

В романах Достоевского есть юродивые всех мастей. Автор и его герои хотят доискаться до последней правды, а юродство — как раз и есть поиск смысла, ответов на «проклятые вопросы». В «Братьях Карамазовых» восемь разных персонажей именуются юродивыми. Ферапонт — это сознательно юродствующий монах, который выстраивает поведение в оглядкой на жития. Когда к юродивым причисляют старца Зосиму, Алешу или Ивана Карамазовых, это слово используется как бранный эпитет. Федор Павлович Карамазов — скандалист и шут. Штабс-капитан Снегирев фиглярствует от униженности.

По словам исследователя, юродство иногда приписывают и Венедикту Ерофееву. Но суть мироощущения автора «Москвы-Петушков» — беспафосность, отрицание Абсолюта. Его герой не терпит никаких энтузиастов, никаких подвигов, никакой одержимости.

Идеи о сходстве постмодернизма и юродства (они есть, например, у Михаила Эпштейна) и юродства также безосновательны. Постмодернизм размывает основы бытия, деконструирует смыслы. С юродством все наоборот. «Поверхностная развинченность прикрывает ослепительное сияние единственно возможного Смысла», — заключает Сергей Иванов.

Полный текст статьи на портале iq.hse.ru.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!

По всем вопросам обращайтесь по телефону

+7 495 772-95-90 *22161

или пишите на почту

fgn@hse.ru

Адрес для корреспонденции:

101000, Москва, ул. Мясницкая 20