Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4
Телефон: +7 495 772-95-90 *22161
Email: fgn@hse.ru
Адрес для корреспонденции:
101000, Москва, ул. Мясницкая 20
Редактор сайта факультета - Гори Лиана Тенгизовна
Факультет готовит преподавателей и исследователей в области языка и литературы, философии, истории и современной культуры. На факультете преподают ведущие российские ученые и практики из разных областей культуры, а также приглашенные иностранные специалисты. Студенты факультета получают современное гуманитарное образование и основательную языковую подготовку, позволяющие им по окончании университета находить себе широкое профессиональное применение.
Долгоруков В. В., Зевахина Н. А., Попова Д. П.
М.: ЛЕНАНД, 2020.
Петербургское Востоковедение, 2020.
Под редакцией: О. И. Тогоева, И. Н. Данилевский
Вып. 15. М.: Издательство "Индрик", 2020.
Под науч. редакцией: И. И. Федюкин
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
46.03.01 «История»: 5 лет, очная форма обучения
45.03.01 «Филология»: 4 года, очная форма обучения
“В начале было Слово...”, будет ли в конце число? Осмыслению такой проблематики в контексте церковной культуры, если перефразировать известные строки из поэмы Максима Амелина «Веселая наука», был посвящен доклад доцента Факультета гуманитарных наук, старшего научного сотрудника Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Бориса Кирилловича Кнорре и ассистента ФГН, студентки сетевой магистерской программы НИУ ВШЭ и ОЦАД «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений» Анны Мурашовой.
В ходе панельной сессии «Пре- и пост-цифровые взгляды на религию и технологии» («Pre- and Post-Digital Perspectives on Religion and Technologies») Борис Кнорре и Анна Мурашова представили доклад «Русская Православная Церковь и цифровизация: аргументы православных консерваторов против информационных технологий и электронных способов контроля персональных данных» («Russian Orthodox Church and Digitalization: The Argument of the Orthodox Conservators Against Information Technologies and Electronic Means of Personal Data Control»). В докладе была рассмотрена основная аргументация православных активистов против таких систем электронного учета, как СНИЛС, ИНН, штрих-код, биометрические паспорта, а также опасения, связанные с переходом на безналичный расчет. Докладчики сопоставили современную аргументацию православных антиглобалистов, выступающих против процессов дигитализации, с аргументацией начала 2000-х годов, рассмотрев их сквозь призму проблематики и подходов, предложенных Майклом Баркуном, Джонсом Ричардом, Нелли Боулз, Владимиром Халиным и др.
Предварявшее доклад исследование позволило зафиксировать тенденцию к увеличению количества ссылок на нормативные правовые акты и на правоприменительную практику в риторике консервативных движений. В отличие от протестов конца 90-х-начала 2000-х годов православные верующие, помимо чисто религиозных конспирологических аргументов, стали сегодня апеллировать к Конституции РФ, уважению прав человека, говорить об опасности диктатуры, злоупотреблении информацией со стороны власти, медицинских и образовательных учреждений, бизнеса и банковской системы.
Повышение правовой культуры и готовность обращаться к правозащитным аргументам у православных антиглобалистов, несмотря на в целом присущий им антилиберальный дискурс и антивестернизм, показывает это движение более сложным явлением, чем оно представлялось раньше. Рациональные правовые аргументы зачастую начинают вытеснять чисто религиозные и конспирологические предпосылки неприятия цифровизации на второй план.
Православные активисты были разделены на три группы по нескольким параметрам:
а) мировоззренческие доминанты в аргументации;
b) степень церковной институционализации;
c) характер политической деятельности и партнерские связи.
Кроме того, была проведена классификация активистов по их принадлежности к определенным профессиональным сообществам – военным, журналистам, юристам, к академической среде. Было выявлено, что группы протеста, связанные с бывшими военными, в большей степени привержены конспирологическим теориям, в то время как вступающие в это движение бизнесмены и представители свободных профессий больше высказывают рационалистические аргументы, обращают внимание на опасность сужения свободы человека в перспективе автоматического регулирования жизни, которое привносит дигитализация.
Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора: Старший научный сотрудник