• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4

Телефон: +7 495 772-95-90 *22161

Email: fgn@hse.ru

 

Руководство
Научный руководитель Руткевич Алексей Михайлович
Первый заместитель декана Носов Дмитрий Михайлович
Заместитель декана по науке Вдовин Алексей Владимирович
Заместитель декана по международной деятельности Исэров Андрей Александрович
Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками Файер Владимир Владимирович
Мероприятия
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Античность

5/4 года

46.03.01 «История»: 5 лет, очная форма обучения

45.03.01 «Филология»: 4 года, очная форма обучения

20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Ассириология

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Библеистика и история древнего Израиля

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
30/200/30
30 бюджетных мест
200 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
69/25/3
69 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3
35 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Монголия и Тибет

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Турция и тюркский мир

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
50/65/3
50 бюджетных мест
65 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/20/3
45 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
47/45/6
47 бюджетных мест
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Эфиопия и арабский мир

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Языки и литература Индии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Языки и литература Юго-Восточной Азии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Язык и литература Ирана

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Язык и литература Японии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Germanica: история и современность

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Античная и восточная археология

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
17/5
17 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
26/5/6
26 бюджетных мест
5 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
21/5
21 бюджетное место
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом

2 года
Очная форма обучения
17/5
17 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
20/6
20 бюджетных мест
6 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Мусульманские миры в России (История и культура)

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
18/5
18 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Русский язык как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Философия и история религии

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
18/5/1
18 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

Интервью с деканом факультета гуманитарных наук Михаилом Бойцовым

Михаил Анатольевич рассказал о главных событиях уходящего года, достижениях и новых образовательных программах, поделился планами на будущее и поздравил всех с наступающим Новым годом.

Михаил Анатольевич Бойцов

Михаил Анатольевич Бойцов
фото: Елизавета Сысоева

Михаил Анатольевич, каким был 2019 год для факультета?

Как и все предыдущие наши годы, этот тоже был трудным, но успешным. Хотя успехи и трудности каждый год — свои, особенные, баланс между ними сохраняется — и он в нашу пользу. Ведь успехи — все до единого — остаются с нами, а трудности понемногу преодолеваются — пускай не сразу и не все.

Наш факультет постоянно меняется: даже его структура не остается неизменной. В самом начале уходящего года был создан Центр античной и восточной археологии, с которым мы связываем немалые надежды. Весной Школа филологии разделилась на Департамент общей и прикладной филологии, с одной стороны, и Департамент истории и теории литературы, с другой. Мы постепенно объединяемся с огромным Департаментом иностранных языков, который уже переименован в Школу иностранных языков.

За прошедший год почти все научные подразделения заново разместились в отремонтированной части куракинского дворца. А ведь совсем недавно у нас были «кочевые» лаборатории — без своего угла и двора. Освободившиеся помещения переданы школам и образовательным программам. Конечно, долго копившийся пространственный голод мы этим еще не совсем утолили — кое-какие невыполненные запросы все еще остаются, — но заметно его уменьшили. 

Считаю очень важным, что открылся центр психологической помощи. Оборудована детская комната — в каких еще университетах такие найдутся? Похоже, решена «гардеробная проблема», и теперь в столовой половина стульев уже не завалена студенческими куртками. На втором этаже появилось милое мини-кафе.

Впрочем, факультету совсем не годится замыкаться в собственных стенах — даже исторических и свежеокрашенных. Поэтому мы последовательно расширяем сотрудничество с окрестными музеями: наряду с продолжением цикла лекций «Неизвестный XIX век» в соседней усадьбе Муравьевых-Апостолов, осенью мы начали еще один — в музее Тропинина. Будем делать более заметным наше доброе присутствие в Басманной слободе.

Удачно ли стартовали новые образовательные программы?

Действительно, осенью открылась долгожданная «Античность» (притом ведущая своих учащихся двумя параллельными путями — один для филологов, а другой — для историков). Наш Институт классического Востока запустил, помимо нее, еще три уникальные бакалаврские программы: по ассириологии, японистике, языкам и литературе Юго-Восточной Азии. А еще он же подготовил магистерскую программу по античной и восточной археологии. Старт их всех можно признать успешным.

Какие достижения факультета в этом году, на Ваш взгляд, были самыми важными?

Достижений много, но выделить какие-то в качестве «самых важных», конечно, очень трудно. Разве что отнести сюда суммарное продвижение в рейтингах? В 2019 г. в предметном рейтинге QS по направлению «современные языки» мы поднялись с 243 места на 156, а по лингвистике — со 171 на 122. Еще немного усилий, и мы на пороге первой сотни!

На мой взгляд, нами были сделаны важные шаги в цифровой гуманитаристике — узнаваемость нашего центра DH выросла и заграницей, и, особенно сильно, внутри страны. Обозначились контуры возможного межкампусовского полицентра DH HSE, за которым, думаю, большое будущее.

Перечислять «лучшие» конференции и симпозиумы из числа тех, что провели мы сами или же — тем более — в которых кто-либо из нас принимал участие, — не буду, чтобы не забыть какие-нибудь из них, ненароком обидев организаторов или докладчиков. Скажу лишь, что таких академических событий было много. Впрочем, одну большую конференцию все же отмечу за то, что ее полностью подготовили студенты: «Микросюжеты: малые истории о больших процессах». 

Разумеется, к числу ярких достижений сотрудников факультета следует отнести то, что уже под конец года профессор Олег Андершанович Лекманов и доцент Михаил Игоревич Свердлов стали лауреатами национальной литературной премии «Большая книга»

Итоги подвели. А планы на будущее?

Планы разнообразные, и не все карты пришло уже время открывать.

Если говорить об обустройстве нашего общего дома на Старой Басманной, то сейчас на самых разных стадиях — от первичного обсуждения до технической реализации — идет  работа над двумя студенческими коворкингами, еще одной преподавательской,  профессорским клубом и кафе для преподавателей и сотрудников. Хорошо бы еще факультетская Комиссия по дизайну занялась оформлением главных общественных пространств — хотя бы на время — пока не появится профессиональный дизайнерский проект.

Если же прикинуть, чем особенным мы будем заниматься в нашем общем доме, то грядущий год сулит нам усиление междисциплинарных страноведческих занятий и исследований. Притом вдоль самых разных географических векторов. Мы очень признательны Культурному представительству посольства Ирана за создание на нашем факультете кабинета иранистики и персидского языка. Не нужно объяснять, что такой кабинет, представляющий страну, культуру, цивилизацию, сразу становится точкой кристаллизации профессиональных интересов и соответствующих компетенций.

О том же мы думали и объявляя о создании на факультете научно-образовательного Центра полонистики. Уверен, что он в сотрудничестве с польскими коллегами, научными и культурными учреждениями сделает очень много и для налаживания академического диалога между нами, и для подготовки российских знатоков польской истории и культуры.

О других географических направлениях замышляемой нами «академической экспансии» можно судить хотя бы по перечню совсем новых академических программ, которые мы подготовили к учебному году 2020-2021 гг. Прежде всего объявляется набор на три экзотические бакалаврские программы, повторного приема на которые придется ждать лет пять: «Монголия и Тибет», «Турция и тюркский мир», «Эфиопия и арабский мир».

На совсем иных принципах будут строиться две новые магистерские программы: «Мусульманские миры в России (История и культура)» и «Germanica: история и современность».

Поскольку содержание последней из них может быть не вполне ясным из названия, сразу дам краткое пояснение. На ней мы собираемся готовить высокообразованных посредников между культурами России и немецкоговорящих стран, экспертов, не только владеющих немецким языком, но и знающих главное об истории, литературе, философии, искусстве, политике и повседневности Германии, Австрии и Швейцарии. Потребность в таких посредниках велика и в академическом мире, и в бизнесе, и в политике.

В заключение отмечу, что мы не собираемся ограничиваться подготовкой бакалавров, магистров и аспирантов.  Поскольку интеллектуальные ресурсы факультета действительно велики, нам нужно превращать его в учреждение непрерывного образования. Уже сейчас мы готовы предоставлять высококачественные курсы и студентам других университетов (если у них найдется свободное время, конечно), и школьным учителям, и любознательным пенсионерам, и менеджерам разного уровня, осознавшим, что для подлинного успеха требуется не только умение считать барыши, но и ориентироваться в мире гуманитарных ценностей. Для всех них (и многих других) мы преобразовываем факультетские курсы дополнительного образования в Центр открытого образования ADDENDA. Надеюсь, что в наступающем году он заработает в полную силу.

Михаил Анатольевич, что бы Вы хотели пожелать нашим студентам и коллегам?

Прежде всего воспользуюсь случаем, чтобы поздравить всех нас с первым полуюбилеем факультета: 1 декабря нам исполнилось пять лет!

Хочу поблагодарить всех сотрудников за героические усилия по подготовке факультета то к одной проверке, то к другой. Общими стараниями мы выдержим в наступающем году оставшиеся бюрократические штормы, чтобы пойти дальше под всеми парусами!

Студентам и аспирантам желаю получать удовольствие от учебы и особенно от сдачи экзаменов. Если же паче чаяния все вдруг пойдет сикось-накось, желаю ни в коем случае не отчаиваться: удача ждет за следующим углом и появляется совершенно неожиданно.

Ну, а преподавателям желаю хороших студентов и аспирантов — именно таких, о которых мы с вами всегда мечтаем.

С Новым годом!


Беседовали с Михаилом Анатольевичем Лиана Гори и Елизавета Сысоева.