• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4

Телефон: +7 495 772-95-90 *22161

Email: fgn@hse.ru

Адрес для корреспонденции: 

101000, Москва, ул. Мясницкая 20

Руководство
Научный руководитель Руткевич Алексей Михайлович
Первый заместитель декана Носов Дмитрий Михайлович
Заместитель декана по науке Вдовин Алексей Владимирович
Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками Файер Владимир Владимирович
Заместитель декана по международной деятельности Исэров Андрей Александрович
Координатор проектной деятельности Глущенко Ирина Викторовна
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Античность

5/4 года

46.03.01 «История»: 5 лет, очная форма обучения

45.03.01 «Филология»: 4 года, очная форма обучения

20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Ассириология

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Библеистика и история древнего Израиля

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
30/200/30
30 бюджетных мест
200 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
69/25/3
69 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3
35 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Монголия и Тибет

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Турция и тюркский мир

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
50/65/3
50 бюджетных мест
65 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/20/3
45 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
47/45/6
47 бюджетных мест
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Эфиопия и арабский мир

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Языки и литература Индии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Языки и литература Юго-Восточной Азии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Язык и литература Ирана

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Язык и литература Японии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Germanica: история и современность

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/DEU
Обучение ведётся на русском и немецком языках
Магистерская программа

Античная и восточная археология

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
17/5
17 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
26/5/6
26 бюджетных мест
5 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
21/5
21 бюджетное место
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом

2 года
Очная форма обучения
17/5
17 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
20/6
20 бюджетных мест
6 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Мусульманские миры в России (История и культура)

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
18/5
18 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Русский язык как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Философия и история религии

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
18/5/1
18 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

Интервью с выпускником образовательной программы «История» Хуаном Сота

Сота Фернандес Мартос Хуан – выпускник бакалаврской программы «История». Хуан рассказал, как оказался в НИУ ВШЭ, с какими трудностями приходилось сталкиваться в первое время, чему его научил университет, а также поделился секретом успеха на «Золотой Вышке».

Сота Фернандес Мартос Хуан

Сота Фернандес Мартос Хуан
Фото: Елизавета Сысоева

- Наверное, Вас уже нередко об этом спрашивали, но мы все же об этом спросим. Почему Вы решили получать образование в России и именно в Вышке? Почему выбрали «Историю»?

- Действительно, это тот самый вопрос, который с тех самых пор, как я приехал в Россию, мне задают постоянно. Проще всего на него ответить так: «А почему бы и нет?». Меня всегда привлекала идея получить высшее образование за рубежом, а у моих родителей были знакомые, которые жили в России, и они много рассказывали о стране, в том числе о НИУ ВШЭ. И вот я поступил на подготовительные курсы и начал осваивать русский язык, а потом решил остаться и поступать на Историю. В старших классах я много думал о том, чем мне хотелось бы заниматься в будущем, у меня всегда была склонность к гуманитарным наукам, и история мне нравилась больше всего. Поэтому для меня выбор был очевиден. Я считаю, что человек должен заниматься тем, что приносит удовольствие. За эти годы я понял, что сделал правильный выбор, и теперь у меня есть много возможностей развиваться в интересном для меня направлении.

- Как проходили первые годы учёбы в университете? Было ли сложно? Все-таки другая страна, язык, менталитет.

- Первый год не был обычным, так как я занимался исключительно русским языком. Сначала было непросто, потому что почти все мои друзья остались в Испании. Кроме того, на первом курсе, когда я сидел на парах, то понимал, кажется, лишь 50 процентов слов. Одно дело – разговорная речь, другое –академическая. Однако в процессе обучения я полюбил русский язык, и это мне сильно помогло. А когда видишь результаты своей работы, хочется продолжать этим заниматься. В университете меня приняли очень хорошо: я быстро вписался в коллектив, у меня сразу появились друзья. Несмотря на некоторые трудности, у меня остались очень тёплые воспоминания о первых годах обучения.

Для меня было открытием то, что можно обсуждать с коллегами и преподавателями разные, и как правило, очень интересные проблемы, вести живой диалог. Думаю, именно это больше всего развивает у студентов  навыки критического мышления. 

- Стоит учиться на ОП «История»? Если да, то почему?

- На мой взгляд, образовательная программа «История» очень хорошо продумана и структурирована. Это отличные люди, компетентные преподаватели, которые ответственно и с энтузиазмом подходят к работе. Больше всего на меня оказали впечатление семинарские занятия. Для меня было открытием то, что можно обсуждать с коллегами и преподавателями разные, и как правило, очень интересные проблемы, вести живой диалог. Думаю, именно это больше всего развивает у студентов навыки критического мышления. Кроме того, мы детально разбирали методы работы с источниками, что впоследствии и вдохновило меня на изучение тем, которыми я сейчас занимаюсь.

- Как Вы считаете, чему за эти четыре года Вышка Вас научила больше всего?

- Университет дал мне, безусловно, знания и много друзей. Я стал интересоваться вещами, о которых прежде даже и не задумывался. Я специализируюсь на Средних веках, но всегда старался найти что-то интересное и в других предметах и темах, а Вышка дает такую возможность.

- А как проходила Ваша внеучебная жизнь? Удавалось ли делать что-то кроме учебы?

- Я понял, что, если правильно управлять своим временем, можно успевать очень многое. Например, хорошо учиться, проводить время с друзьями, заниматься спортом, много читать. Я везде участвовал, посещал мероприятия, и у меня было на это время.

- Сейчас вы учитесь на первом курсе магистратуры «Медиевистика». Рассматривали ли для себя другие варианты?

- Нет, другие варианты я не рассматривал. Во-первых, именно здесь я начал учёбу и стал работать над конкретными темами с моим научным руководителем. Во-вторых, мне понравилось в России, и я хотел бы здесь остаться жить и работать.

- Поздравляем с победой в номинации «Серебряный птенец»! Как Вы думаете, что помогло Вам добиться успеха в научной сфере?

- Для меня это всё было неожиданно, и я считаю, что это было заслугой скорее моего научного руководителя, Антонины Владимировны Шаровой. Она всегда помогала мне в плане методологии, русского языка, делала важные замечания и давала максимально полезные советы. Я ей очень признателен. Благодаря Антонине Владимировне я написал хорошую дипломную работу и смог достойно её защитить. Я лишь старался хорошо работать. Возможно, именно такое отношение к учебе и позволило мне делать в ней успехи. Уверен, что качественное составление программ, прочтение лекций и проведение семинаров требует со стороны преподавателя многих усилий. Зная это, не учиться было бы как-то немыслимо.

- Есть ли у Вас уже какие-то планы после магистратуры?

- Не могу сильно загадывать, но пока мне хочется остаться в Вышке, посвятить себя преподаванию и науке. Мне нравится учиться, и сейчас я прилагаю все усилия к тому, чтобы эти планы стали более реальными.

- Что бы Вы могли пожелать студентам ВШЭ, которые лишь начинают свой учебный путь?

- Я бы пожелал им пользоваться всеми возможностями, которые предоставляет Вышка. Не у всех есть шанс учиться в хорошем университете, поэтому важно осознавать это и ценить. Радуйтесь студенческим годам, развивайтесь, не сидите на месте, ходите на разные мероприятия, каждый раз открывайте для себя что-то новое и поддерживайте эту особенную атмосферу среди студентов и преподавателей.

- Какие книги Вы бы посоветовали каждому начинающему историку?

- Например, книги А. Я. Гуревича. У него есть идеи, актуальные для всех историков. Также я бы порекомендовал книгу Марка Блока «Ремесло историка». Я считаю, что это классика. Об этих книгах знают все, но почему-то мало кто читает. Они помогают понять, как устроена работа историка, и это я считаю самым важным в нашей сфере. Из современных историков я бы советовал прочитать книги Р. Дарнтона, особенно «Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры».


С Хуаном беседовала Намджила Бутикова

Фотография: Елизавета Сысоева