• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новая магистерская программа ФГН посвящена немецкоязычным странам

Новая магистерская программа ФГН посвящена немецкоязычным странам

© iStockphoto

В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала – Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.

Немецкое – в моде!

Одной из устойчивых тенденций российской внешней политики является укрепление взаимодействия с немецкоязычными странами. Это обусловлено, прежде всего, расширением лидерства Германии в Европейском Союзе и важностью ее торгово-экономических отношений с Российской Федерацией. В обзоре МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность РФ в 2018 году» Германия названа «ключевым европейским и глобальным партнером нашей страны», также отмечалась важность развития отношений с Австрией и Швейцарией.

Особый интерес к этим странам наблюдается и в российском обществе.

Данные переписи населения 2010 года показали, что немецкий язык занимает четвертое место по числу владеющих им россиян после русского, английского и татарского. Согласно данным Росстата, Германия входит в десятку самых популярных у россиян туристических направлений. В России активен немецкий бизнес, развиваются межкультурные связи с немецкоязычными странами, реализуется множество совместных инициатив в области науки, культуры и образования.

В 2018 году в России было зарегистрировано 4,7 тыс. компаний с немецким управлениеМ

2020 год объявлен Российско-австрийским годом литературы и театра, продолжается Российско-германский перекрестный год научно-образовательных партнерств, в августе начнется Год Германии в России.

Нет сомнений, что диалог между Россией и немецкоязычными странами будет расширяться и диверсифицироваться. А значит - будет расти спрос на специалистов, играющих в нем роль посредников. Чтобы удовлетворить этот спрос, Высшая школа экономики приступает к подготовке специалистов, обладающих комплексным представлением о странах немецкоязычного ареала.

Совершенно новый формат

Анализ трендов магистерской подготовки в российских и зарубежных университетах показал, что германистику чаще всего преподают как филологическую дисциплину – акцент делается на литературе, лингвистике или же педагогике, методике и дидактике преподавания немецкого языка. Параллельно развиваются программы со специализацией в области экономики, политики, культуры немецкоязычных стран или даже турбизнеса. Однако комплексных и междисциплинарных программ, выпускники которых готовы к работе в различных сферах взаимодействия с этими странами, за рубежом крайне мало, а в России до сих пор не было вовсе.

Теперь такая программа есть в Вышке. Наши студенты будут изучать политические, экономические и правовые системы немецкоязычных стран, а также осваивать их историю и культуру – ведь без этого невозможно понять современную ситуацию. Помимо формирования знаний, программа нацелена на создание навыков, связанных с применением немецкого языка, что позволит выпускникам выступать эффективными коммуникаторами в межкультурном диалоге.

Исходя из этого, сформирован состав преподавателей. Среди них есть и российские специалисты по немецкоязычным странам, и коллеги из этих стран. Так что студенты не только приобщатся к немецкой культуре, но и приобретут опыт взаимодействия с ее носителями.

«Ключ к немецкой культуре»

В основе обязательной части программы – четыре разновидности дисциплин:

 теоретические (студенты осваивают концептуальный аппарат и исследовательский инструментарий регионоведческого анализа);

 дающие комплексные междисциплинарные знания и аналитический инструментарий, необходимый для понимания политической, правовой и экономической специфики стран немецкоязычного региона;

 формирующие понимание исторических процессов, определивших своеобразие немецкого языкового ареала (включая интеллектуальную историю и историю идей);

 совершенствующие знания языка и дающие навыки работы с немецкоязычными текстами.

Также предусмотрены курсы по выбору для углубленного изучения различных сфер немецкоязычной культуры – изобразительного искусства, кинематографа, музыки, театра.

Обязательный элемент магистерской программы – исследовательская деятельность. В рамках научно-исследовательского семинара студенты будут анализировать немецкоязычные материалы, участвовать в мастер-классах преподавателей по тематике, связанной с изучаемыми странами. Практический курс «Анализ академического текста» научит работать с исследовательской литературой на немецком языке, а курс Kulturschlüssel: Deutsch («Ключ к немецкой культуре») сформирует навыки эффективной ориентации, информационного поиска и медийной активности в немецкоязычном публичном пространстве.

Уникальный элемент программы – дисциплины, развивающие языковые и коммуникативные компетенции, которые пригодятся в работе по специальности. Например, студентов научат подбирать материал для медийных проектов, связанных с немецкоязычной культурой, работать в блогах, писать пресс-релизы, участвовать в дискуссиях. Эти навыки можно использовать в удаленной работе, что повысит гибкость выпускников на рынке труда.

Аналитики и эксперты

Выпускники программы смогут работать как в немецкоязычной среде, занимаясь продвижением российских культурных и иных продуктов, так и в России, выступая экспертами по широкому кругу вопросов, имеющих отношение к немецкоязычным странам. Они будут востребованы в качестве аналитиков, консультантов и экспертов в государственных и деловых структурах, в СМИ, в культурных институциях (фондах, музеях, библиотеках, издательствах), а также в научно-исследовательских, просветительских и образовательных проектах.

В числе потенциальных работодателей – российские представительства немецких фондов, международные отделы администраций регионов, крупных городов и бизнес-структур, крупные немецкие компании (Siemens, Miele, Bosch, Rödl & Partner), российские некоммерческие организации, работающие с Германией (например, Международный союз немецкой культуры, Институт этнокультурного образования).

С целым рядом таких организаций сейчас ведутся переговоры о предоставлении студентам программы возможностей для прохождения практики.

«Германия – это тебе!»

Чтобы стать студентом программы «Germanica: история и современность», нужно пройти не только конкурс портфолио и собеседование, но и тестирование по немецкому языку (уровень В1). Знания немецкого языка можно подтвердить документом международного образца (сертификат Гете-института соответствующего уровня, TestDaF), и тогда абитуриент от тестирования освобождается. Один из критериев конкурса портфолио – академическая активность в проектах с Германией и другими немецкоязычными странами.

Мы рассчитываем на интерес со стороны абитуриентов, углубленно изучавших немецкий в бакалавриате. Очевидно, программа привлечет выпускников социально-экономических и гуманитарных программ, связанных, прежде всего, с иностранными языками, международными отношениями, зарубежным регионоведением. Возможна и другая траектория: человек хорошо освоил немецкий язык в школьные годы, в бакалавриате его забросил, но не забыл, снова заинтересовался Германией и к моменту поступления в магистратуру восстановил языковые навыки.

В новом учебном году на программе предусмотрено 15 мест за счет средств ВШЭ, 5 платных мест и 2 платных места для иностранцев.