• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4

Телефон: +7 495 772-95-90 *22161

Email: fgn@hse.ru

Адрес для корреспонденции: 

101000, Москва, ул. Мясницкая 20

Руководство
Научный руководитель Руткевич Алексей Михайлович
Первый заместитель декана Носов Дмитрий Михайлович
Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками Файер Владимир Владимирович
Заместитель декана по международной деятельности Исэров Андрей Александрович
Координатор проектной деятельности Глущенко Ирина Викторовна
Сайт-директор факультета гуманитарных наук Гори Лиана Тенгизовна
Мероприятия
11 января – 10 февраля
Прием заявок до 10 февраля 
13 февраля – 15 февраля
Прием заявок до 24 декабря 2022 г. 
17 февраля – 18 февраля
Дедлайн подачи заявок: 10 февраля 
3 марта – 4 марта
Прием заявок до 5 февраля 2023 г. 
23 марта – 24 марта
Прием заявок до 28 февраля 2022 г. 
6 апреля – 7 апреля
Прием заявок до 5 марта 2023 года 
Книга
Плохое кино

Павлов А. В.

М.: Горизонталь, 2022.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Библеистика и история древнего Израиля

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1

10 бюджетных мест

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/10/3

45 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Индии

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1

10 бюджетных мест

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Ирана

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1

10 бюджетных мест

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Античная и восточная археология

2 года
Очная форма обучения
13/13/2

13 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

13 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Восточноевропейские исследования

2 года
Очная форма обучения
16/5/2

16 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Классический и современный Восток: языки, культуры, религии

2 года
Очная форма обучения
15/10/2

15 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Мусульманские миры в России (История и культура)

2 года
Очная форма обучения
13/5/3

13 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5

20 бюджетных мест

5 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Религия и общество

2 года
Очная форма обучения
13/5/1

13 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Античность

5/4 года

46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения

45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения

20/10/2

20 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Арабистика: язык, словесность, культура

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Ассириология

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Египтология

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
35/180/15

35 бюджетных мест

25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

180 платных мест

15 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
70/25/3

70 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

25 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3

30 бюджетных мест

25 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3

35 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Монголия и Тибет

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Турция и тюркский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
45/60/3

45 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

60 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
45/45/6

45 бюджетных мест

3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

45 платных мест

6 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Христианский Восток

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Эфиопия и арабский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Юго-Восточной Азии

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Японии

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык, словесность и культура Китая

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык, словесность и культура Кореи

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Germanica: история и современность

2 года
Очная форма обучения
15/5/2

15 бюджетных мест

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+DEU
Обучение ведётся на русском и немецком языках
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
25/10/6

25 бюджетных мест

30 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

6 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
19/5/2

19 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
15/5

15 бюджетных мест

5 платных мест

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/15/1

20 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Культурные исследования

2 года
Очная форма обучения
34/5

34 бюджетных места

8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/1

15 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
20/10

20 бюджетных мест

10 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/2

15 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/1

15 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5

20 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании русского языка и литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5

20 бюджетных мест

5 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
18/5/1

18 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
20/5/1

20 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/1

15 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Репортаж о конференции «Наследие регионов: пути истории, перекрестки современности»

В марте на факультете гуманитарных наук состоялась конференция, посвященная проблемам изучения, сохранения, развития, ревитализации и реактуализации архитектурного наследия регионов России (главным образом на материале верхневолжских областей).

Точки отсчета

Идея провести конференцию, посвященную самым разным проблемам, связанным с архитектурным наследием регионов, родилась у нас по итогам Осенних выездных школ (2017-2019 гг.), организованных для студентов исторического и искусствоведческого направлений ФГН в рамках проекта «Открываем Россию заново». Руководителями наших экспедиций были преподаватели факультета Лев Карлосович Масиель Санчес, Андрей Юрьевич Виноградов и Олег Сергеевич Воскобойников. В ходе выездных школ студенты не просто «знакомились» с региональной архитектурой и «изучали» памятники, чтобы написать про них статьи в “Википедию”, необходимые для отчетности по проекту; гораздо более ценным и отчасти сокрытым от глаз каждого из нас итогом этих экспедиций стало личное переживание проблем, обычно встающих перед людьми, которые так или иначе связаны с архитектурным наследием малых городов и сел. Перед приходскими священниками, работниками небольших музеев, исследователями, перед общественными организациями, перед властями самых разных уровней. Состояние памятников, с которыми они работают, их опыт и труд заставили задуматься над рядом вопросов, не имеющих простых ответов. Где пролегают границы ответственности в области сохранения и возрождения богатейшего регионального наследия, которая, казалось бы, лежит на нашем обществе в целом – и ни на ком в отдельности? Что можем мы сделать, чтобы остановить процессы деградации и разрушения этих замечательных, не знакомых широкой публике памятников, разбросанных по бездорожью России? Как и кому помогать?  И кто что об этом думает?

Вот круг вопросов, двигавших нами, когда мы задумывали конференцию «Наследие регионов». Планы были довольно амбициозными: мы хотели собрать вместе всех тех, о ком только что было сказано, за одним столом и поговорить о наших общих проблемах и путях их решения. Чтобы специалисты продемонстрировали, чем же так ценны эти памятники, представители общественных организаций и бизнесмены задумались над стратегиями ревитализации, чтобы представители Церкви могли высказать свою точку зрения и получить необходимые консультации по проведению реставрационных работ, чтобы студенты попробовали себя в непростом деле изучения региональной архитектуры, чтобы все мы почувствовали, что занимаемся одним большим делом и познакомились друг с другом.  Увы, не все эти замыслы оказались реализованными. В небольшом обзоре по трем дням конференции мы постараемся представить, чего удалось добиться, а чего – нет.

Поле для дискуссии?

Начнем с окончания первого дня, показавшего, как важны площадки для обсуждений насущных проблем в области охраны наследия. Круглый стол под программным названием «Государство, Церковь, общество и наследие» продолжался более двух часов, окончательно уничтожив и без того хромавший регламент. Пожалуй, именно первый круглый стол получил наиболее горячий отклик среди слушателей, задававших самые разные вопросы о церковном наследии регионов нашим прекрасным докладчикам и экспертам: Павлу Иванову (Тверское отделение ВООПИиК), Ольге Шитовой (Благотворительный фонд “Белый ирис”), Евгению Соседову (ВООПИиК) и иеромонаху Иринею (Пиковскому), представлявшему проект “Родная земля”.

Дискуссию вел Андрей Виноградов (НИУ ВШЭ). Многие впервые открыли для себя всю сложность и запутанность бюрократических процедур, связанных с элементарным получением охранного статуса памятника, не говоря уже о его реставрации. Обсуждались вопросы первостепенной важности местной инициативы, взаимоотношений Москвы и регионов в деле сохранения храмов, волонтерские проекты и их опыт. Нельзя сказать, что тон дискуссии был оптимистичен, однако ощущение, что мы находимся перед проблемным полем, с которым можно и небесполезно работать, на наш взгляд, было важнейшим итогом круглого стола. Увы, – и тут нужно сказать о том, какие из наших задач реализовать не удалось, – этой дискуссии очень не хватало взгляда со стороны государственных органов. Власть с разной степенью незримости присутствовала в сообщениях каждого из докладчиков, однако, несмотря на все наши старания, ни один ее представитель на круглом столе не выступил.

Это стало общей проблемой конференции. Тем ярче на фоне молчаливого отсутствия властных структур смотрелся доклад Игоря Прудникова, единственного представителя городской администрации, принявшего участие в конференции – на круглом столе второго дня, посвященном промышленному наследию. На нем также выступили Юрий Стародубов (проект “Строгановский амбар”), Ирина Трубецкая (Экспертный совет по промышленному наследию), Нина Потапенко (архив Трехгорной мануфактуры), а дискуссию вела Наталья Душкина из «Школы наследия». Обсуждение в этот раз проходило в несколько иной плоскости – более сдержанно и «академично», а важным результатом, на наш взгляд, стало то, что промышленное наследие было представлено с самых разных точек зрения: речь шла и об опыте частных проектов, то есть конкретной практике ревитализации индустриальных комплексов, и о механизмах работы власти в этой области, и о том, что могут таить стены памятника (уникальный фабричный архив!), о методах и результатах исследовательской работы в деле учета памятников, лишь на первый взгляд не представляющих особой культурной и общественной ценности.

Круглый стол третьего дня, на котором выступили Рустам Рахматуллин (“Архнадзор”), Евгений Соседов (ВООПИиК) и Константин Михайлов (“Хранители наследия”), в свою очередь, отличался от дискуссий первых двух дней. Докладчики задали высокую профессиональную планку разговора о градозащитной деятельности, посвятив слушателей в хитросплетение законодательных тонкостей, судебной практики, различного рода инициатив и инструментов, позволяющих бороться за сохранение городских памятников архитектуры. Неизбежным итогом третьего круглого стола, как в общем-то и всей конференции, стало, пожалуй, довольно ожидаемое, но обретшее для многих из нас кровь и плоть осознание того, что вопросов остается больше, чем ответов… Взаимодействие с наследием в России зачастую характеризуется глаголами “хранить”, “спасать”, “оберегать”, тем не менее, на наглядных примерах мы смогли убедиться в существовании конкретных инструментов и механизмов защиты. Мы увидели существование “методологии”, проверенной временем, а не только плодов стихийной эмпирики. 

В закоулках истории, на перепутье современности

Круглые столы завершали каждый из дней, основную же часть конференции составили многочисленные доклады, разделенные на тематические секции. В них выступали студенты-участники наших выездных школ, подготовившие проекты исследований по тем памятникам, с которыми они познакомились в ходе экспедиций, специалисты-искусствоведы из Государственного института искусствознания (ГИИ), Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТАГ), Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева, Российской академии художеств (РАХ),  изучающие региональную архитектуру, а также представители общественных и коммерческих организаций, так или иначе связанных с проблематикой конференции. Первый день и начало второго дня были посвящены храмовому зодчеству во всей его многоликости: речь шла и о типологии храмового строительства в русских регионах, и об особенностях конкретных памятников, и об истории реставрации. Докладчики представили богатую панораму региональной архитектуры - от полуразрушенных церквей, затерянных в Калужской области, до крупнейшего собора Сольвычегодска, сохранного шедевра строгановского барокко. Поднимались вопросы о научной терминологии, используемой для описания памятников, методах их изучения, возможности применения количественного анализа, а также о практических приемах работы с церковным зодчеством. Целый блок был посвящен храмовым интерьерам: иконостасам и стенописи, ведь очень часто именно внутренее убранство памятника определяет его своеобразие. Отрадно, что на конференцию смогли выбраться священники, с которыми мы познакомились в ходе экспедиций, приехавшие в Москву, чтобы рассказать о своих храмах, поделиться опытом из жизни прихода и обсудить насущные проблемы со специалистами.

Послеобеденная секция второго дня называлась «Наследие в зеркале современности» и объединила самые разные доклады, благодаря которым слушатели подробнее познакомились с тем, по какими траекториям мы можем сегодня выстраивать отношения с памятниками архитектуры прошлого. Изучать (но как по-разному это можно делать, и как важно разнообразие подходов!), реставрировать — и не только отдельные объекты, но и целые города, —  возить по ним туристов, преодолевая многочисленные инфраструктурные препятствия, давать памятникам вторую жизнь, наполненную новым содержанием и новыми смыслами… Все доклады вызывали большой интерес у слушателей; нас очень тронуло количество людей, посетивших конференцию в эти дни. Многие из участников приходили на два или даже на три дня. Зал Ученого Совета лишь в утренние часы удивлял своей просторностью, а ближе к вечеру уже слабо справлялся с наплывом гостей.  Третий день начинался с целого блока прекрасных студенческих докладов, посвященных разнообразным памятникам городской архитектуры регионов: это были небольшие, но качественные мини-исследования, которые могут стать хорошей базой для дальнейших изысканий в этой области. Звучали и «проблемные» доклады, рассматривающие различные пути и стратегии развития архитектурного наследия в урбанистическом пейзаже. Особенно ценным был вклад наших коллег из Иванова, приехавших на все три дня конференции и поделившихся своим видением и своим опытом в деле осмысления и развития историко-культурного наследия родного города.

Так, к счастью, нам удалось избежать разговора о региональном наследии, в котором звучали бы исключительно голоса из столицы. Разумеется, мы рассчитывали, что сможем собрать за одним столом людей из разных сел и городов, представляющих разные точки зрения на одни и те же проблемы. Отчасти этого достичь удалось, хотя и стремились мы к большему охвату – как географическому, так и общественному. Как было сказано выше, было бы очень важно подключить к нашему разговору представителей власти, а также бизнесменов и девелоперов. Похоже, это остается делом будущего. Однако, как кажется, на конференции были не только озвучены разного рода проблемы, встающие перед каждым, кто хочет так или иначе связать свою жизнь с наследием, но и сформирована уверенность в том, что на этом поприще можно и нужно трудиться.

Больше фото и видео - в группе Конференции в Facebook.