Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Парадокс средневекового мира. Ксенофобия, юдофобия и терпимость

20 апреля 2021 года состоялось очередное заседание научного семинара «Символическое средневековье». С докладом «Парадокс средневекового мира. Ксенофобия, юдофобия и терпимость» (The Paradox of the Medieval World: Xenophobia, Anti-Judaism, and Toleration. The Cacophony in the Past and the Clash of Discourses) выступил профессор Аризонского университета Альбрехт Классен

Говоря о социальной структуре средневековье, историки-медиевисты привыкли рассматривать общество сквозь призму таких классических понятий, таких как, например, феодализм. Вместе с тем, подобные широкие обобщения не позволяют увидеть полной картины средневекового мира и услышать «хор множества голосов». Доклад профессора Классена был посвящен попытке обратить внимание на существенную неоднородность и расчленённость общества, в котором происходила постоянная борьба между множеством различных социальных групп в попытках утвердить свою идентичность.

В частности, Альбрехт Классен предлагает отказаться дуалистического представления о средневековом обществе, разделённом лишь на правящих и подданных. Напротив, следует помнить о существовании в общей массе населения огромного количества групп меньшинств, разделенных по гендерному, возрастному, расовому, религиозному и прочим признакам. Особое внимание было обращено к религиозному взаимодействию между христианами и язычниками, христианами и евреями, которое сводилось не только к противостоянию, но и культурному обмену. Среди таких стратегий взаимодействия преимущественно речь шла о религиозной полемике и взаимном создании стереотипных образов «другого», зачастую окрашенных в тёмные тона и определявших их место в обществе. Вместе с тем, профессор Классен обратил внимание, что, вопреки частому взаимонепониманию, контакт между христианами и нехристианскими народами не ограничивался соперничеством. Напротив, средневековой истории известно множество примеров религиозной и этнической терпимости по отношению друг к другу, выражавшейся в интеллектуальном, литературном обмене и, в особенности, в переводческой деятельности. Тем не менее, по мнению докладчика, средневековье обозначено постепенным ростом ксенофобии и антииудизма, вызванных необходимостью в создании «врага» в условиях глобальных потрясений вроде Чёрной смерти, а также завистью к экономическим успехам евреев, занимавшихся преимущественно ростовщичеством.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!

По всем вопросам обращайтесь по телефону

+7 495 772-95-90 *22161

или пишите на почту

fgn@hse.ru

Адрес для корреспонденции:

101000, Москва, ул. Мясницкая 20