"При централизации общих процессов нам важно сохранить индивидуальный подход к студенту"
Заяц Елена Игоревна
Центр обеспечения образовательной деятельности: Директор центра
- Елена Игоревна, расскажите, как был создан Центр?
- В прошлом году было принято решение о введении новой модели администрирования образовательных программ на четырех факультетах, и ФГН вошел в их число. Проект новой структуры разрабатывали сотрудники факультета совместно с Дирекцией основных образовательных программ. Наш факультет первым стал вводить новую модель управления учебным процессом, и вот уже с 1 июня начал официально работать Центр обеспечения образовательной деятельности.
Конечно, открытию предшествовал долгий подготовительный период. В январе мы начали перераспределять задачи сопровождения учебного процесса между отделами вновь создаваемой структуры – выделяли и унифицировали задачи, которые войдут в компетенции отделов Центра, пересматривали функции менеджеров образовательных программ. Нам было важно сохранить индивидуальную работу со студентами, но в то же время мы выделили часть задач, которые с точки зрения оптимизации можно отдать под общее управление: расписание, формирование ведомостей, выставление оценок, документооборот и т.п.
- Расскажите, пожалуйста, про структуру Центра.
- Наш Центр включает в себя три отдела: Отдел координации учебного процесса, Отдел по работе с документами обучающихся и Отдел координации учебных траекторий и проектной деятельности. О функциях отделов подробнее расскажут мои коллеги. Каждый отдел напрямую взаимодействует с новыми центрами сервиса Вышки: «Студент», «Траектория», «Практика». Таким образом, коммуникация по вопросам, общим для всех образовательных программ, выстраивается централизовано от факультета, а не от каждой программы в отдельности.
Коллеги из Отдела по работе с документами обучающихся тесно сотрудничают с Центром сервиса «Студент». Некоторые процессы по нашим студентам сейчас переданы туда, например, в этом году печать дипломов гособразца на факультете проходит централизовано. Пока все идет очень хорошо, без сбоев и технических сложностей.
Работа по сопровождению проектной деятельности, организации практик, в том числе экспедиций, ведется в Отделе координации учебных траекторий и проектной деятельности. Этот Отдел также занимается поддержкой выбора траекторий обучения студентов, что перекликается еще с одним важным проектом факультета – Широкий бакалавриат. Новый набор бакалавриата 2022 года по пяти образовательным программам: История, История искусств, Культурология, Филология и Философия – будет проходить как раз по программе «Широкого бакалавриата».
- Расскажите подробнее про «Широкий бакалавриат». Какие он дает преимущества?
- Современным студентам нужна вариативность, они хотят самостоятельно выстраивать траектории обучения, участвовать в принятии решений по индивидуальным планам. В университете этому уделяется особое внимание: вносятся изменения в нормативные документы, которые регулируют эти процессы. Ответственность студента за свою траекторию обучения и построение индивидуального расписания становится первичной.
В проект «Широкого бакалавриата» ФГН включена большая вариативная составляющая, которая даст возможность студентам дополнить образование по базовому профилю (Major) дисциплинами других направлений. Создан довольно большой пул общефакультетских дисциплин, что объединяет учебные планы пяти образовательных программ. Такая структура позволит студентам изучать дисциплины другого направления без перевода на соответствующую образовательную программу.
Так, если студент-первокурсник поступил на программу «История», спустя полгода понял, что ошибся с выбором направления, и душа его лежит к «Философии», он сможет дополнить свой учебный план философскими дисциплинами, добрав недостающий мейджер.
- Связаны ли между собой создание нового Центра и проект «Широкий бакалавриат»?
- Нет, два проекта шли параллельно и не были связаны между собой. Но с точки зрения администрирования Широкого бакалавриата эти изменения удачно совпали.
- Если вдруг студент не понимает, в какой отдел ему нужно обратиться, как быть в такой ситуации?
- У каждой образовательной программы обязательно остается менеджер. Как я уже говорила, при централизации общих унифицированных процессов, нам важно сохранить индивидуальный подход к студенту. Именно менеджер программы всегда сможет помочь в сложных ситуациях или переадресовать вопрос студента коллегам из смежных отделов, когда это связано с общими вопросами.
Ксения Игоревна Лютова, руководитель Отдела координации учебного процесса:
Отдел координации учебного процесса объединяет сразу несколько ключевых задач: составление и ведение расписания учебных занятий, сессии и периода пересдач; решение комплексных задач, связанных с рабочими и экзаменационными ведомостями по дисциплинам; проверка и отчетность по студенческой оценке преподавания (СОП) по всем образовательным программам ФГН, а также полное администрирование общефакультетского пула дисциплин.
Сотрудники отдела — это специалисты с большим опытом работы, которые всегда готовы проконсультировать преподавателей, оперативно ответить на вопросы студентов и напомнить о важных событиях - СОП, сессия, периоды пересдач, независимые экзамены, каникулы.
На страничке Отдела доступна подробная информация для студентов и преподавателей о функциях и задачах Отдела с полезными ссылками и ответственными сотрудниками, чтобы было проще ориентироваться.
Татьяна Сергеевна Доброхотова, руководитель Отдела координации учебных траекторий и проектной деятельности:
Одной из главных задач работы Отдела безусловно является обеспечение комфортного, качественного и эффективного учебного процесса для студентов образовательных программ ФГН. Менеджеры образовательных программ помогут выстроить индивидуальную траекторию обучения – выбрать чему и когда учиться, учитывая специфику направления обучения.
Важной задачей отдела является также координация практик, экспедиций и проектной работы на факультете гуманитарных наук. Мы уже взяли на себя организационно-административную функцию и в течение года планируем собрать информацию о практической и проектной деятельности на факультете, оптимизировать и унифицировать административные процессы, если потребуется.
Еще две интересные задачи нового 2022-2023 учебного года – наборы студентов в «Широкий бакалавриат» и Новую магистратуру. Студентам предстоит выбирать большое количество дисциплин в дополнение к базовым дисциплинам основного профиля, мы будем помогать каждому студенту построить интересный, комфортный для него и отвечающий внешним вызовам индивидуальный учебный план.
Татьяна Анатольевна Бахарева, руководитель Отдела по работе с документами обучающихся:
Отдел по работе с документами обучающихся организует целый спектр важных, но не всегда заметных студентам, функций. Так, основными задачами отдела являются:
- документационное сопровождение учебного процесса (запуск приказов, уведомлений, ответ на входящую корреспонденцию, подготовка исходящим писем),
- ведение личных дел студентов (в нашем отделе можно заказать скан-копии документов из своего дела),
- подготовка справок для студентов и отношений в архив (важно знать, что с недавнего времени большинство типовых справок также готовится Центром сервиса «Студент»),
- изменение персональных данных студентов,
- оформление и контроль всех договорных отношений с Вышкой,
- сопровождение студентов по грантам Президента РФ.
Сотрудники Центра всегда готовы помочь со всеми сложными и не очень вопросами по оформлению ваших отношений с университетом.
И будут рады вас видеть в 403 кабинете в корпусе А на Старой Басманной!
Бахарева Татьяна Анатольевна
Центр обеспечения образовательной деятельности: Заместитель директора центра
Доброхотова Татьяна Сергеевна
Центр обеспечения образовательной деятельности: Заместитель директора центра
Заяц Елена Игоревна
Центр обеспечения образовательной деятельности: Директор центра
Лютова Ксения Игоревна
Центр обеспечения образовательной деятельности: Заместитель директора центра