Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4
Телефон: +7 495 772-95-90 *22161
Email: fgn@hse.ru
Адрес для корреспонденции:
101000, Москва, ул. Мясницкая 20
Всем, кто хотел бы лучше познакомиться с факультетом гуманитарных наук, рекомендуем посмотреть здесь лекции наших преподавателей.
Чтобы всегда быть в курсе мероприятий, проходящих на факультете, рекомендуем подписаться на рассылку
Факультет готовит преподавателей и исследователей в области языка и литературы, философии, истории и современной культуры. На факультете преподают ведущие российские ученые и практики из разных областей культуры, а также приглашенные иностранные специалисты. Студенты факультета получают современное гуманитарное образование и основательную языковую подготовку, позволяющие им по окончании университета находить себе широкое профессиональное применение.
Болтунова Е. М., Егорова Г. С.
М.: Кучково поле, 2022.
М.: Новое литературное обозрение, 2022.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
13 платных мест
2 платных места для иностранцев
16 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения
45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
35 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
180 платных мест
15 платных мест для иностранцев
70 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
35 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
30 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
19 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
20 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
34 бюджетных места
8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
10 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
18 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
Инсталляция «Исключение объективного времени» является результатом эксперимента по использованию «Феноменологии внутреннего сознания времени» Эдмунда Гуссерля в качестве практического руководства по исследованию собственного сознания времени. «Исключение объективного времени» означает устранение времени, которое может быть измерено независимо от нашего сознания, например, механикой хронометра. Созданные арт-объекты и аудиоканалы — это попытка вынесения во внешнее пространство схваченных, проанализированных и творчески интерпретированных внутренних временных структур и процессов.
Феноменология Гуссерля — это производимое от первого лица исследование структур сознания, посредством которых осуществляются такие процессы как восприятие, память и фантазия. В феноменологии сознание полагается как самостоятельная сфера или бытийная область, а исследование направляется на акты сознания и их смысловые содержания. Область исследования ограничивается данными и предданными сознания. Доступ к таким данным обеспечивается благодаря строгому разделению мира сознания и мира не-сознания (предметного мира): разделению на внутреннее и внешнее, субъективное и объективное. Метод гуссерлевского исследования — рефлексия: в самом сознании, в его сущностных структурах, черпаются средства для его же описания. Результаты обычной рефлексии преобразуются в случаи, которые иллюстрируют сущностные всеобщности, иначе говоря, структуры и механизмы работы сознания. Исследование сознания времени, в свою очередь, возможно благодаря темпоральности самого сознания: понятия сознания и времени тесно переплетены. В «Феноменологии внутреннего сознания времени» Гуссерль исследует свои собственные переживания — теперешние восприятия, обращения к воспоминаниям и предчувствия будущего, — предлагая и читателю пройти этот путь.
В моем художественном исследовании внутреннего сознания времени «сценой» или «фоном», на которой разворачивается действие сознания, выступает жилой интерьер: это комната, в которой происходило множество временных актов сознания, которые невольно связывались с конкретными предметами. Таким образом, образы предметов накапливают в памяти материал разнообразного опыта, который Гуссерль и предлагает свести к всеобщим структурам. Объекты инсталляции, напоминающие формы мебели, излагают структуры актов сознания, связанных с комнатой. Арт-объекты не иллюстрируют какие-то конкретные восприятия, а фиксируют структуры и внутренние отношения схваченных временных процессов. Если Гуссерль описывает феномены сознания текстом, я фиксирую результаты своего исследования в материале.
Содержания темпоральных актов сознания, например, содержание воспоминания в памяти, я маркирую в инсталляции при помощи ряда «материалов». Эти материалы природные, «сырые» элементы — сухие и живые растения, руда: они «о чем» актов сознания. Эти элементы я наделяю ролью переменных для любых содержаний и заключаю внутри каркасов-структур. В то время, «как» актов сознания, способ их работы, проявляется в первую очередь в элементах, связанных со звуком — в колокольчиках, бубенчиках, струнах. Звуковые элементы находятся в покое и состоянии сна, но они имеют потенцию произвести звук, быть призванными в наше актуальное «теперь». Каждый объект инсталляции связывается со своим аудиоканалом, воспроизводящим свой ритмический рисунок звона «дзынь», взятого из оркестральных композиций классической музыки. Звуки-точки «дзынь» отсылают к гуссерлевским «теперь-точкам», через которые в сознании движется внутренний временной поток. Они создают временную «систему координат» инсталляции и тем самым вспоминают метод Гуссерля, который через переживание длительности звука исследовал темпоральные аспекты внутреннего сознания времени. Звуковые «дзынь»-рисунки, несмотря на производимые впечатления, ничего не измеряют в действительности, не имеют отношения к объективному времени. Связываясь с объектом инсталляции, они наделяют его своим собственным, внутренним временным ритмом, в то же время настраивая отношение с потенцией объекта стать музыкальным инструментом и зазвучать.
Задача зрителя, встречающегося с инсталляцией — найти в структурах объектов-каркасов знакомые, всеобщие структуры сознания, и оживить их своими содержаниями, заполнив ими места переменных. Иначе говоря — завершить инсталляцию в своем собственном внутреннем сознании времени.
Научно-учебная лаборатория трансцендентальной философии: Стажер-исследователь