• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Полевой дневник искусствоведа: летняя практика в Новгороде и Пскове

Этот дневник — не просто история одного путешествия или впечатления отдельного студента. Это собирательный рассказ целой группы, объединившейся вокруг общей цели — живого и глубокого знакомства с художественным наследием Древней Руси. Благодаря экспедиции Новгород и Псков стали не просто точками на карте, а местами настоящих открытий студентов программы «История искусств». Вот они разгадывают граффити в Софийском соборе, вот замирают перед фресками Мирожского монастыря, вот смеются над «втянутым животом» псковского купола. Пусть этот дневник станет не только воспоминанием о поездке, но и приглашением взглянуть на памятники искусства как на живые свидетельства времени, в которых заключён целый мир, раскрывающийся каждому, кто готов посмотреть на них внимательно и с интересом.

Полевой дневник искусствоведа: летняя практика в Новгороде и Пскове

Из личного архива участников экспедиции

Этот дневник — своего рода мост между учебным процессом и реальностью, где искусствоведение становится не только наукой, но и живым опытом, наполненным эмоциями и смыслами. Здесь отражены не только маршруты и памятники, но и размышления, открытия, неожиданные наблюдения и маленькие радости каждого из участников экспедиции.

День 1

Великий Новгород встретил пасмурным небом и не самой тёплой погодой. Но искусствоведов, которых, как известно, ноги кормят, дурной погодой не испугать.  Разместившись в гостинице, они отправились на первую прогулку по городу.
Первым памятником экспедиционного маршрута стала София Новгородская. Для многих это была первая встреча с храмом, изменившая книжный, привычный образ, опиравшийся на фотографии. Удивительно, насколько реальный облик может отличаться от образа, сложившегося по репродукциям: строгий и величественный храм в действительности оказался компактнее, хотя так показалось не всем. Участники много говорили о том, как в этом храме причудливо и, вместе с тем, гармонично сочетаются и переплетаются элементы разных эпох и стилей. А спустя несколько дней, Алексей Алексеевич Гиппиус рассказал о тайнах, которые буквально сокрыты в древних стенах Софии. 

Знакомство с новгородской архитектурой продолжилось на стенах Детинца, откуда открылась потрясающая панорама на Торговую сторону и Волхов. Противоположный берег искусствоведы начали изучать с Ярославова дворища, где соседствовали друг с другом разновременные храмы. Тем, кто оказался в Новгороде впервые, было особенно необычно видеть такое сосредоточение разнообразных архитектурных форм и стилей в тесных границах одного городского пространства. Казалось бы, очевидно: в те времена никто не музеефицировал и не изолировал памятники, ведь они служили прежде всего утилитарным целям, но удивление, граничащее с восторгом, не покидало группу.

Чтобы глубже понять религиозную культуру новгородских земель, экспедиционеры отправились во Владычную палату на экспозицию ювелирного искусства, где говорили не только о памятниках декоративно-прикладного искусства, но и впервые затронули тему реставрации — к ней ещё не раз предстоит вернуться.

День 2

Второй день начался с поездки по окрестностям Новгорода. Студенты видели храмы XII и XVI веков, а в самом городе нам предстояло посетить Центр реставрации монументальной живописи. Особенно запомнилась церковь Рождества Богородицы в Перынском скиту. Её облик во многом определил дальнейшее развитие новгородской архитектуры после монгольского нашествия. Внутри церковь оказалась совсем небольшой, даже можно сказать — крохотной, рассчитанной на куда меньшее количество прихожан, чем можно предположить, глядя на неё снаружи. Особое очарование этой церкви придавало её уединённое расположение — в окружении густого леса, близко к реке, где воздух наполнялся тихой, почти волшебной атмосферой умиротворения. 

Тем не менее, самым впечатляющим сооружением дня стал Георгиевский собор Юрьева монастыря — величественный храм, поражающий масштабом и строгой ясностью архитектурного декора. Студентам посчастливилось подняться в придел под куполом лестничной башни и вблизи рассмотреть фрески XII века.

Во второй половине дня искусствоведы отправились в Научно-реставрационный центр под руководством Тамары Ивановны Анисимовой, где смогли воочию увидеть, как кропотливо восстанавливают фрески из церквей Спаса Преображения на Волотовом поле, Благовещения на Городище и Спаса Преображения на Ковалеве. Эти памятники группе предстоит посетить в четвёртый день практики. 
День завершился неспешной прогулкой к церквям Иоанна Богослова на Витке и Бориса и Глеба в Плотниках — зданиям, живым свидетельствам расцвета новгородской архитектуры, с которых во многом началось тиражирования определённых архитектурных форм в древнерусском зодчестве. 

День 3

Накануне участники экспедиции впервые так близко познакомились с реставрацией монументальной живописи, а теперь отправились в мастерскую Александра Петровича и Валентины Борисовны Грековых, которая ныне существует скорее как мемориальный музей. Удивительная работа — из крошечных фрагментов обвалившейся штукатурки воссоздавать цельные композиции. Работа эта длится годами: реставраторы сменяют друг друга, как это происходит сейчас с фресками церкви на Волотовом поле. 

Новгород — город больших переходов и неожиданных встреч. Вот стоишь в начале Ильиной улицы, и перед тобой вдруг возникает церковь Спаса на Ильине, которая притягивает и словно заставляет ускорить шаг.  В сердцах многих из нас она заняла особое место, и в оставшиеся дни пребывания в Новгороде студенты ещё не раз приходили к ней, чтобы в тишине и одиночестве посидеть на мягкой траве, любуясь фасадами с непривычно разнообразным для новгородской архитектуры декором, и долго всматриваться в образ Пантократора Феофана Грека, величественно взирающего с купола.  

Новгородский кремль действительно ощущается как оживлённый центр, пульсирующая артерия города — мы проходим через него по несколько раз в день.

Вечером здесь группу ждал Алексей Алексеевич Гиппиус. Вместе с ним участники поднялись на лестничную башню Святой Софии, и под звуки начавшейся службы, в мягком полумраке при свете фонарика, рассматривали древние граффити, пытаясь разгадать тайны старинных надписей. Правда, студентам это удавалось не так легко и быстро, как опытному учёному. 

День 4

Три удивительные церкви четвёртого дня оставили в сердцах экспедиционеров неизгладимое впечатление и навсегда запечатлелись в памяти. Новгородская архитектура во многом создавалась в тесном диалоге с окружающим ландшафтом — здания, с одной стороны, органично вписываются в пейзаж, становясь его неотъемлемой частью, а с другой — нередко выступают зрительными доминантами. Расположенные на значительном расстоянии друг от друга, они вступают в своеобразный визуальный диалог: от одной церкви часто открывается вид на другую, подчёркивая связь между ними в окружающем пространстве. Поэтому многие памятники, удалённые от города, невозможно воспринимать отдельно от природы: только в единстве с пейзажем они обретают своё подлинное художественное и смысловое звучание. 

Поэтичность Спаса на Нередице раскрывается во всей полноте, если сесть на траву неподалёку и позволить розоватым стенам храма, синему небу с бегущими облаками и скользящими по нему ласточкам слиться в единый живописный образ. Внутри же, когда изумление от фресок достигнет своей вершины, стоит обратить внимание на граффити, изображающие лошадей, змеев и грифонов.

Церковь Успения на Волотове кажется совсем небольшой — порой на практике памятники предстают в размерах, совсем не совпадающих с теми, что видишь на картинках. Это ещё одно напоминание о том, почему произведения искусства, а особенно — архитектуры, нужно смотреть «ногами». В предыдущие дни студенты узнали, как кропотливый и долгий труд реставраторов превращает разрозненные фрагменты фресок в цельные произведения искусства. А в интерьере церкви на Волотове участники увидели плоды этого длительного и сложного процесса — тщательно собранные, словно пазл, фрески постепенно переносятся на стены, и шаг за шагом воскресает, казалось бы, навсегда утраченный, фресковый ансамбль. Новгородская архитектура строгая и аскетичная, но церковь Петра и Павла в Кожевниках, благодаря своему декору и небелённому фасаду, похожа на драгоценную шкатулку. Увы, любоваться ей можно только снаружи — входная дверь закрыта уже много лет, и в интерьер не попасть. Вместо сожалений о невозможном стоит обратить внимание на украшения фасада и изучить их с особой тщательностью, например, заметить чудные кирпичные розеточки. Эта церковь очень похожа на Спаса на Ильине, но из-за отсутствия штукатурки видно, как сложены кирпичи и блоки ракушечника.  

День 5

С утра группа посетила храм Федора Стратилата на Ручью, а затем провела последние часы в Новгороде, готовясь к предстоящему переезду в Псков — следующую точку практики. День выдался относительно спокойным, без насыщенной программы и большого числа памятников, что позволило экспедиционерам немного передохнуть перед знакомством с новым городом. К вечеру, около шести, они собрались у Псковского Крома. Наталья Михайловна Абраменко подробно рассказывала об особенностях устройства Кремля, а ясная погода делала прогулку особенно приятной. Впереди группу ждало посещение Троицкого собора, расположенного на территории Крома, где участники увидели поразительной красоты пятиярусный иконостас с уникальной «флемской резьбой».

В завершение дня, искусствоведы любовались живописными видами с высот Крома. После этого небольшого обзора каждый отправился по своим делам — многие направились к набережной, откуда открывается панорамный вид на Мирожский монастырь.

День 6

Первое утро в Пскове началось с лёгкого волнения и предвкушения — впереди был новый город и насыщенный, полный новых открытий день. Маршрут обещал быть долгим, но интересным — пешеходный осмотр двух исторических районов города, Завеличья и Запсковья.

Первые церкви располагались недалеко друг от друга, что позволяло быстро перемещаться от одного памятника к другому и постепенно выстраивать представление об особенностях псковской архитектуры. Особенно запомнились звонницы и барабаны — несмотря на сходство форм и объёмов, они воспринимались совершенно по-разному в зависимости от окружающего ландшафта, изменяющегося освещения и точки обзора.  Особое впечатление оставили церковь Богоявления и церковь Покрова от Пролома, внутреннее убранство которой не уступает внешнему величию. Церковь Георгия со Взвоза оказалась самой выразительной и запоминающейся — внушительные размеры и согласованность с ландшафтом делают её гармоничной частью городского пейзажа.

День 7

Седьмой день запомнился палящим солнцем — раскаленный асфальт отдавал жаром, и лишь во дворах и интерьерах церквей удавалось найти прохладу и передохнуть. 
Скромная церковь Николы Чудотворца, удивила необычной деталью: в её сводах словно вырезана широкая полуциркульная полоса. По её краям, на белоснежных стенах, мелкие голосники образовывали тонкую ритмичную сеть, придавая интерьеру особую лёгкость и изящество. 

Остановка у церкви Успения с Пароменья встряхнула и взбодрила экспедиционеров. Здесь нужно было обойти храм по периметру, внимательно рассмотреть интерьер и на основе своих наблюдений нарисовать план. Пожарный план церкви прикрыли платком — чтобы никто не подсматривал. Внимание студентов привлекла необычная форма купола — «словно втянутый живот!», — что вызвало улыбки. 

Так здорово замечать в искусстве такие неожиданные детали и находить живые, даже забавные, образы, которые делают памятник более близким и запоминающимся. 

Откуда-то неподалёку доносился запах свежих лепёшек — он словно напомнил, что после нескольких часов осмотра памятников пора подкрепиться. И вот, после посещения ещё пары церквей, наступил долгожданный обед.

Восстановив силы, участники экспедиции сели в автобус и направились к церкви Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре. Реставрацией и изучением её фресок занимался Владимир Дмитриевич Сарабьянов — один из ведущих специалистов в области псковской живописи. Росписи церкви выделяются необычной программой, где привычные образы соседствуют с редкими иконографиями и нехарактерными сюжетами. Особое внимание привлёк жест Богородицы в апсиде, добавлявший образу глубину и эмоциональную выразительность. 

Выбуты, без сомнения, заняли особое место в сердце каждого. Практиканты звонили в колокола на звоннице у церкви Ильи Пророка, а затем подошли к реке Великой. Группа намеревалась перейти реку вброд и дойти до Ольгина колодца — источнику, чья вода, по преданию, дарует мудрость тому, кто умоется ею. Однако поднявшийся уровень воды перечеркнул эти намерения, и переправиться не удалось. Зато всем удалось помочить ноги в приятно прохладных водах Великой — именно то, что нужно после жаркого дня. Что же до мифической мудрости Ольгина ключа — в новом учебном году придётся обойтись без неё и полагаться на собственные силы.

День 8

Восьмой, и последний, день практики прошёл в более спокойном ритме, с короткой программой и неторопливыми переходами. Впервые за всё время группа отправилась в путь не в привычные 9:30 или 10 утра, а немного позже.

Дождь, ливший с самого утра, внёс свою долю неопределённости: группа не была уверена, удастся ли реализовать намеченную программу и посетить Мирожский монастырь, который знаменит превосходно сохранившимся фресковым циклом. Дело в том, что все храмы, в которых есть древние росписи, закрываются в дождливую погоду — сильная влажность может навредить и без того много что пережившим фрескам. 

К счастью, буквально за полчаса до намеченной экскурсии, дождь прекратился, и искусствоведам удалось внимательно рассмотреть удивительные и прекрасные росписи. 

Мирожский монастырь и раньше, при изучении древнерусского искусства в аудитории, производил особое впечатление, запоминаясь ярче прочих памятников. А теперь, оказавшись внутри, встретившись лицом к лицу с фресками и проведя с ними немало времени в почти уединённой обстановке, мы поняли, что дождь и жара, усталость, и тоска по дому — это пустяки, когда есть возможность вживую встретиться с такими потрясающими произведениями древнерусского искусства! 

Но ничто не длится вечно. Покинув монастырь, участники экспедиции, поодиночке или небольшими группами, отправились в Поганкины палаты, где им предстояло самостоятельно познакомиться с древнерусскими иконами и пройти увлекательный «квест». Он включал десять вопросов, основанных на знаниях и впечатлениях, полученных за время практики. Получилось по-настоящему увлекательно!

Путешествие закончилось, но его впечатления останутся надолго — как напоминание о том, что настоящее понимание искусства рождается в диалоге с пространством, временем, самими памятниками и, конечно, людьми.

Авторы статьи: студентки 2 курса образовательной программы «История искусств» София Азнабаева, Алина Садекова, Полина Чистова, Мария Щербакова-Королева.