• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Поверить алгеброй гармонию»: большая статья Евгения Казарцева о компьютерном стиховедении вышла в журнале «Коммерсантъ Наука»

Можно ли измерить ритм стиха формулой? Правда ли, что у поэзии есть собственный «ритмический скелет», не зависящий от слов? И как компьютерный анализ сотен тысяч произведений помогает найти то, о чём сам поэт мог не догадываться? Об этом — масштабная статья профессора Школы филологических наук ФГН Евгения Казарцева в тематическом приложении «Коммерсантъ Наука», материал которой занял почётное место на обложке номера. Узнайте, что такое «Прозиметрон» и как современная наука на стыке филологии и big data раскрывает секреты творчества.

«Поверить алгеброй гармонию»: большая статья Евгения Казарцева о компьютерном стиховедении вышла в журнале «Коммерсантъ Наука»

Фото сгенерировано с помощью нейросети Шедеврум

Профессор, руководитель Школы филологических наук ФГН НИУ ВШЭ Евгений Вячеславович Казарцев стал автором большой статьи в тематическом приложении «Коммерсантъ Наука». Материал под названием «Поверить алгеброй гармонию», посвящённый компьютерному стиховедению, не только вошёл в октябрьский выпуск издания, но и был размещён на его обложке.

В своей статье Евгений Вячеславович рассказывает о том, как точные науки и математические методы помогают изучать поэзию. Он проводит читателя по пути развития математического стиховедения — от восторженного открытия Андрея Белого и новаторского семинара академика Колмогорова до сегодняшнего дня, когда компьютеры позволяют за секунды анализировать сотни тысяч строк.

Особое место в материале уделено проекту, который разрабатывается в Вышке, — цифровой платформе «Прозиметрон». Это уникальная система, не имеющая прямых аналогов в России и за рубежом, которая содержит большие корпусы текстов и мощный аналитический аппарат.

«„Прозиметрон“ позволяет отделять ритмический скелет от словесного „тела“ произведения», — пишет Казарцев. Платформа даёт исследователям инструмент, позволяющий взглянуть на стихотворение в двух измерениях: с одной стороны, содержательная часть (сюжет, образы, лексика), а с другой — чистая структура ритма. С её помощью можно сравнивать ритмику разных авторов, эпох и даже языков, проверяя гипотезы, которые раньше казались фантастикой.

Статья наглядно демонстрирует, как гуманитарные науки вступают в цифровую эру, а поэзия, казалось бы — царство вдохновения, — открывает свои тайны с помощью больших данных и алгоритмов.

С полной версией статьи можно ознакомиться в тематическом приложении к газете №28 (2) от октября 2025 года:

Коммерсантъ Наука (PDF, 4,07 Мб)