Мастерская культурологов в Центре «Зотов»: студенты ФГН оживляют авангард
Мастерская — это особый формат практической подготовки на образовательной программе «Культурология». Реализуемые проекты направлены не только на развитие командной работы и приобретение новых знаний, но и на сотрудничество с различными центрами культурного производства для пополнения портфолио студентов и будущего трудоустройства. В сентябре студенты выбирают активность, которая заинтересовала их больше всего, и совместно работают над поставленными задачами в течение нескольких модулей.
В этом учебном году была открыта совместная мастерская с Центром «Зотов» — культурным пространством, направленным на исследование конструктивизма и его переосмысление в современном контексте. Здание бывшего Хлебозавода №5 стало многофункциональной площадкой, где студенты-культурологи ФГН создают продукты, дополняющие выставки институции: от квестов до медиаций.
Школа философии и культурологии: Доцент
«Мой первый проект в качестве куратора мастерской был организован в прошлом году совместно с Фондом Ruarts и прошёл достаточно успешно: этот опыт помог мне понять, как студенты могут взаимодействовать с выставочными и музейными пространствами и какие навыки и знания могут пригодиться им во время работы. Мастерская с Центром «Зотов» возникла из плотного общения с Сергеем Корягиным, нашим выпускником, которым мы особенно гордимся. Сергей заинтересовался результатами работы с Ruarts и предложил «Зотов» в качестве нового партнёра образовательной программы для запуска новой мастерской.
Как руководитель мастерской, я понимаю, чего институции ожидают от молодых специалистов и на какие виды деятельности готовы брать студентов нашей образовательной программы как будущих профессионалов. В связи с этим на своих курсах я предлагаю разные задания и начальные исследования, которые помогли бы впоследствии сразу подключиться к работе над совместным проектом. Технические задания от Центра «Зотов» ожидают от студентов овладение академическими и коммуникационными навыками, без которых невозможно подготовить ни один продукт для целевой аудитории выставки».
Первая группа студентов была вовлечена в разработку квеста по выставке «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале "А-Я"». Участники создали игру для посетителей-подростков, которым было бы особенно интересно вступить в диалог с кураторским замыслом через поиск и ощущение внутреннего голоса среди объектов экспозиции. В квесте предложено четыре архетипа художников, представленных на выставке: Казимира Малевича, Михаила Ларионова, Ольги Розановой и Михаила Матюшина. Прохождение заданий приближает посетителя к ответу на вопрос о том, какой из авангардистов ему ближе.
Владимир Бураков, студент 3 курса:
«Процесс был организован так, чтобы в как можно более сжатые сроки разработать квест, поэтому каждый взял на себя разработку определённого этапа. Сначала все подготавливают набор заданий, после чего при участии наших руководителей из ВШЭ и «Зотова» мы их обсуждаем, дорабатываем и отбираем лучшие. После нескольких повторений этого порядка действий собирается итоговый пул заданий и создаётся первая версия игры. С её помощью квест тестируется на фокус-группах, по итогам которых дорабатывается и передаётся дизайнерам и разработчику институции. Они приводят разработанные нами задания к финальному виду, который сейчас можно увидеть, если прийти в Центр «Зотов».
Если говорить несколько эмоционально, самым ценным оказалось увидеть своё имя в конце квеста, который уже может пройти каждый. Это тот момент, когда я увидел практическое применение того, что я изучаю в рамках образовательной программы, отошёл от сугубо теоретического восприятия культурологии. И, конечно, наличие моего имени среди создателей квеста оказалось очень ценным для портфолио».
Вторая группа культурологов создала проекты медиационных туров для выставки «Татлин. Конструкция мира». Организаторы дали участникам полную свободу в интерпретации творчества Владимира Татлина и логике построения маршрута, при этом помогли выстроить понятный и цельный нарратив, который способен побуждать к равноправному диалогу с посетителем.
Юлия Смольникова, студентка 2 курса:
«На предварительных занятиях кураторы не только корректировали наши вопросы, но и подавали интересные идеи для взаимодействия с посетителями. Мастерская очень удачно вписалась в мой профессиональный трек развития, так как у меня уже был опыт обучения и работы в этой сфере. Передо мной стояла трудная задача — адаптировать занятие по подготовке к ЕГЭ по истории для старшеклассников под формат медиации. В результате мероприятие вызвало восторг: школьникам особенно понравился формат дебатов, где две команды выдвигали аргументы по вопросу о том, стоило ли вводить проекты учеников Татлина в Высшем художественно-техническом институте в массовое производство. Я бы точно не справилась без помощи Елены Константиновны Карпенко, спасибо Вышке за такой классный опыт!»
Выпускник программы «Культурология», руководитель экскурсионного отдела Сергей Алексеевич Корягин:
«Мастерская была открыта c целью расширения пользовательского опыта посетителей Центра «Зотов» и предоставления возможности студентам-культурологам реализовать полученные в ходе обучения знания в практической работе.
Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале "А-Я"» имеет достаточно высокий порог входа, поскольку работает с темой, не слишком известной широкой аудитории, в особенности среди подростков и младшей аудитории. Более того, сроки реализации квеста для неё были достаточно сжатые — его необходимо было запустить в течение двух месяцев. Несмотря на это, студенты проявили исключительный интерес к работе: они принимали активное участие в разработке концепции квеста и его механике, а также провели тестовые занятия с подростками с целью оценить ясность и доступность предоставляемого материала. В ходе работы был заметен высокий уровень подготовки участников: студенты сами предлагали возможные варианты построения логики квеста, тона повествования, указывали на вероятные проблемные места и предлагали релевантные решения.
Также хочу отметить вторую группу, с которой мы в данный момент совместно разрабатываем авторские медиации по выставке «Татлин. Конструкция мира». Каждый участник очень вдумчиво и внимательно подходит к процессу разработки медиаторского тура, предлагая посетителю самостоятельно сформировать образ Владимира Татлина и собственное отношение к его творчеству».
Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ выражает благодарность Центру «Зотов», руководителю экскурсионного отдела Сергею Корягину и экскурсоводу Диане Ковалёвой за организацию мастерской и возможность студентам образовательной программы «Культурология» уже сейчас соприкоснуться с организационно-художественным процессом внутри выставочного пространства.
Текст: Марина Аристова, студентка 2 курса ОП «Культурология»