• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

Отчет о летней школе в Иерусалиме "Актуальные проблемы истории Холокоста"

Выездной студенческий семинар, посвященный изучению Холокоста на территориях бывшего Советского Союза, прошел с 17 по 23 сентября в Иерусалиме

С 17 по 23 сентября 2016 года в Иерусалиме состоялся студенческий выездной семинар «Актуальные проблемы изучения Холокоста», в котором приняли участие двенадцать студентов – стажеры-исследователи Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий, бакалавры, магистры и аспиранты Школы исторических наук. Школа прошла под руководством директора Центра исследования Холокоста в СССР имени Моше Мирилашвили при Яд Вашем Аркадия Зельцера и директора Международного центра истории и социологии Второй мировой войны Олега Витальевича Будницкого. Проведение семинара стало возможным благодаря средствам, выделенным НИУ ВШЭ и Международным институтом исследования Холокоста «Яд Вашем». Семинар для студентов стал первым в истории Института «Яд Вашем», который, как правило, организует конференции и семинары для научных сотрудников и преподавателей университетов.

Выездной семинар в Иерусалиме стал третьим по счету, организованным Международным центром истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий, наряду с прошедшими в предыдущие годы студенческими школами в Польше и Германии. Однако, если в прошедших школах акцент делался на знакомстве студентов с местами памяти – мемориальными комплексами и музеями, то особенностью нынешней поездки была плотная лекционная программа, подготовленная специалистами института Яд Вашем. В течение пяти дней участники школы проводили большую часть времени в лекционном зале, а также в архивах и библиотеке при мемориальном комплексе Яд Вашем.

Лекционная программа была построена таким образом, чтобы дать участникам школы как системное понимание феномена Холокоста на территории СССР в контексте Второй мировой войны, так и знание о различных его аспектах. В лекции, посвященной местам Холокоста на бывших территориях СССР, куратор интернет проекта «Нерассказанные истории» Шломит Шулхани рассказала студентам о проблемах источников и методологии исследования мест массовых казней, установления датировок, численности жертв и идентификации исполнителей казней. Об отличительных чертах Холокоста на бывших советских территориях рассказал участникам директор Центра изучения советских евреев при «Яд Вашем» Аркадий Зельцер. Глава Международного научно-исследовательского института Холокоста «Яд Вашем», профессор современной истории евреев и председатель Института исследования Холокоста при Университете имени Бар-Илана Дан Михман посвятил свою лекцию современным историографическим проблемам и способам концептуализации проблемы Холокоста. Результатами исследования архивных документов, рассказывающих о степени осведомленности советского руководства о геноциде советского еврейства в начале войны, поделился в своем выступлении докторант Тель-Авивского университета Яков Фальков. Большой интерес среди студентов вызвала лекция профессора Ариэльского университета Кирилла Фефермана. В своем выступлении автор книги о Холокосте в Крыму и на Северном Кавказе рассказал о расовой политике нацистов в отношении караимов и крымчаков в годы войны.

Возможность представить проекты собственных исследований рамках программы получили и участники школы. Проект диссертационного исследования, посвященного политике советизации еврейского населения Западной Белоруссии в 1939-1941 гг., презентовала аспирантка школы исторических наук Янина Карпенкина. Стажер-исследователь Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий Ирина Махалова рассказала о своей работе над материалами, освещающими проблему коллаборационизма в связи с национальным вопросом в Крыму в годы войны.

Программу лекций дополнила экскурсия по мемориальному комплексу «Яд Вашем», который включает в себя Музей истории Холокоста и различные мемориальные объекты, - такие, как Детский мемориал, Зал памяти, Мемориал депортированным «Вагон для скота», Партизанская панорама, расположенные на площади в 18 гектаров на западном склоне горы Герцля. О том, как сочетая классические формы подачи материала и новейшие технологии, Музей истории Холокоста рассказывает историю Катастрофы еврейского народа сегодня, поведала студентам директор отдела образования в Международной школе изучения Холокоста при «Яд Вашем» Маша Поллак-Розенберг. Экспозиция музея, в создании которой принимали участие ведущие специалисты, стремится рассказать о трагедии Шоа с точки зрения евреев, показать общее через частное, используя уникальное собрание подлинных предметов, документов, свидетельств очевидцев, фильмов, дневников, писем, произведений искусства. Архитектурное решение музея – здание представляет собой призму, большая часть которой выбита в толще горы – создает ни с чем не сравнимое ощущение пространства, времени и атмосферы Шоа.

  Одним из ярких моментов школы стало посещение Старого города, где по успевшей сложиться за время предыдущих школ традиции, участники подготовили друг для друга короткие доклады, которыми сопровождалась экскурсия по расположенным в самом сердце Иерусалима историческим местам.

Не менее запоминающейся оказалась поездка в расположенный на горе Скопус кампус Еврейского университета – крупнейший научный и учебный центр современного Израиля. В рамках поездки была организована встреча студентов с директором исследовательского центра по изучению российского и восточноевропейского еврейства Семеном Гольдиным. В ходе встречи студенты узнали о принципах и направлениях работы Центра, а также получили возможность задать более общие вопросы об истории Еврейского университета, особенностях обучения в нем, а также отличиях системы высшего образования в Израиле и России. После оживленной беседы состоялась экскурсия по кампусу университета. Участники школы посетили национальную библиотеку, насчитывающую более пяти миллионов книг, редких и уникальных рукописей, ботанический сад израильской флоры, необычную университетскую синагогу, из огромного центрального окна которой можно было увидеть практически весь Иерусалим. С большим радушием встретивший студенческую делегацию глава Центра еврейского искусства доктор Владимир Левин рассказал о действующей масштабной программе Центра по документированию еврейского искусства во всем мире, в том числе в различных уголках России.

Последний день школы был отмечен экскурсией в Музей Израиля, являющийся крупнейшим культурным учреждением современного государства Израиль и одним из ведущих музеев археологии и искусства в мире. Занимающий более 80 тысяч квадратных метров, Музей Израиля собрал около 500 тысяч археологических и антропологических экспонатов, экспозиций иудаики и этнографии, израильского и международного искусства. В Музее Израиля, среди прочего, хранятся рукописи Кумрана.

Участие в семинаре способствовало более глубокому осмыслению студентами феномена Холокоста. Общение с крупнейшими специалистами по истории Холокоста в формате ежедневных семинаров создало неповторимую атмосферу погружения в проблему. Знакомство с современными подходами к изучению Холокоста и уникальными историческими материалами позволило расширить не только познания по отдельным вопросам, но и взгляд на проблему в целом. Экскурсии по территории мемориального комплекса «Яд Вашем» стали важной частью понимания механизмов сохранения и трансляции исторической памяти. Приобщение к культуре и истории Иерусалима оставило у всех участников самые теплые и незабываемые впечатления от поездки.


Участники Школы о поездке


Тема моего исследования непосредственно связана с историей Холокоста в Восточной Европе, поэтому участие в выездном семинаре стало для меня очень плодотворным – я не только расширила исследовательские горизонты в рамках темы Холокоста, но и получила возможность поработать с конкретными документами из архива Яд Вашем, которые, как я надеюсь, станут частью моей диссертации. Особенно ценной для моего исследования является хранящаяся в архиве корреспонденция евреев Западной Белоруссии за 1939-1941 гг.

Хочу также отметить очень теплую атмосферу всей поездки. И причиной тому стала не только средняя температура в Израиле в сентябре, но, в первую очередь, доброжелательная обстановка в Исследовательском Центре Яд Вашем и отзывчивость работников архива при Центре.

 

Янина Карпенкина, 2 курс аспирантуры Школы исторических наук

 



Благодаря прошедшей в стенах Яд Вашем выездной Школе мне удалось поработать с архивными документами, находящимися в архиве Фрайбурга (Германия), но представленными в Иерусалиме в виде копий. Кроме того, небезрезультатной стала и работа с архивом Ильи Эренбурга, который представляет собой собрание еще не опубликованных писем, написанных Эренбургу евреями как в военные, так и в послевоенные годы. Помимо того, что перед нами выступили лекторы, специализирующиеся на самых разных аспектах истории Холокоста и Второй мировой войны, у участников Школы была возможность пообщаться с ними и обсудить темы своих исследований и после их выступлений. В моем случае бесценными оказались вопросы, советы и замечания Аркадия Зельцера, Кирилла Фефермана и Шломит Шулхани.

Ирина Махалова, стажер-исследователь Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий




В ходе работы над диссертацией про память о ГУЛАГе в музеях на территории бывшего СССР, мне было очень интересно посмотреть, как рассказывают истории геноцидов и других социальных катастроф ХХ века в музеях разных стран. После знакомства с музеями советской оккупации в Прибалтике и Грузии, музеем рабства и имперскими музеями военной истории в Англии, а также построенным по проекту Даниэля Либескинда еврейским музеем в Берлине, мне давно хотелось посетить мемориальный комплекс Яд Вашем. В этом контексте возможность оказаться в Иерусалиме на Школе в Международном институте исследований Холокоста в его стенах стала для меня очень ценной. Яд Вашем – самый известный мемориальный комплекс, посвященный катастрофе еврейского народа и, к тому же, один из самых старых – он был открыт в 1953 году. Именно в нем были впервые реализованы многие дизайнерские и архитектурные решения для работы с травматическим прошлым, которые теперь используются по всему миру. 

Несмотря на то, что школа длилась всего шесть дней, она оказалась крайне насыщенной. Помимо лекций о Холокосте на оккупированных территориях СССР во время войны и работы в архивах Яд Вашем, мы смогли посетить различные мемориальные объекты. Центральными пунктами стали подземная экспозиция музея истории Холокоста, построенного по проекту Моше Савди, а также мемориалы на Горе Герцля. После лекций оставалось свободное время, в которое мы успели посетить Еврейский университет на горе Скопус и посмотреть экспозицию музея Израиля. Конечно, шесть дней для того, чтобы познакомиться с историческим наследием Иерусалима – слишком короткий срок. Однако, поставленная организаторами школы цель – показать, как работают с темой Холокоста в Иерусалиме и дать студентам более комплексное понимание этого исторического феномена – была, на мой взгляд, достигнута блестяще. Огромное спасибо Олегу Витальевичу Будницкому, Людмиле Геннадьевне Новиковой и Аркадию Зельцеру!

Владислав Стаф, 1 год аспирантуры Школы исторических наук

 



Наша поездка в Иерусалим оставила огромное количество впечатлений. Основную часть дня мы проводили в мемориальном музее Яд Вашем, где имели возможность не только слушать лекции, но и лично беседовать с ведущими исследователями темы Холокоста и Второй мировой войны. 

Очень интересной стала экскурсия по кампусу Еврейского университета, расположенного на горе Скопус. Как много об истории народа говорит уже то, что университетский кампус расположился именно в этом, самом защищённом месте города. В свободное время мы не раз прогуливались по древним улочкам Старого города, где проводили друг для друга заранее подготовленные экскурсии. Мне особенно запомнились таинственные арабские кварталы, заполненные ароматом восточных специи и сладостей.

Одну же из главных, на мой взгляд, идей Школы выразила на заключительном семинаре Людмила Геннадьевна Новикова, отметив, что не важно, посвятят ли себя в будущем все участники Школы исследованиям по теме Холокоста и, шире, – историческим исследованиям. Главное, – то, что все мы сможем стать проводниками полученного профессионального знания в различные сферы своей будущей деятельности.

Ирина Мефедова, 4 курс бакалавриата Школы исторических наук