Отчет о студенческой выездной школе в Германии
C 7 по 12 ноября 2016 года в Германии состоялась студенческая выездная школа Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий, в которой приняли участие девять человек: студенты бакалавриата, магистратуры и аспирантуры Школы исторических наук Высшей Школы Экономики. Школа была посвящена проблемам мемориализации и сохранению памяти о жертвах террора и прошла под руководством директора Международного центра истории и социологии Второй мировой войны Олега Витальевича Будницкого.
Выездная школа проходила в трех городах Германии: Берлине, Эрфурте и Веймаре, где студенты посещали музеи и мемориалы жертвам войн и террора, участвовали в дискуссиях и беседах с различными политическими и общественными деятелями. Основными темами стали тоталитарное наследие Третьего Рейха, преследование инакомыслия во времена ГДР, а также политическая система современной Германии.
Уже в день приезда в Берлин состоялось посещение здания Рейхстага, где участники школы получили возможность увидеть зал заседаний немецкого парламента – Бундестага – и узнали особенности функционирования демократии в Германии. Помимо этого, студенты смогли увидеть памятники, увековечивающие события немецкой истории: картины и инсталляции немецких, американских и русских художников. Большое впечатление на участников школы произвели граффити советских солдат на стенах здания, сделанные ими в 1945 году и позже сохраненные при реставрации.
Важным пунктом программы стало ознакомление с мемориалами Берлина, которые были созданы в разное время. Студенты получили возможность сравнить различные стратегии мемориализации Второй мировой войны и Холокоста. Образуя единое пространство памяти, мемориальные комплексы Берлина концептуально перекликаются, цитируют друг друга, а иногда даже спорят между собой. Открытый в 2005 году мемориал памяти убитых евреев Европы, необычный по замыслу, вписанный в городское пространство, не имеющий входа, выхода и строгого порядка осмотра, заметно контрастирует с монолитным, авторитарно организованным пространством-текстом мемориала павшим советским воинам в Тиргартене, построенного в 1945 году сразу после окончания войны.
Сильное впечатление на участников школы произвело посещение мемориальных комплексов «Дора-Миттельбау» и «Бухенвальд», расположенных на территории бывших концентрационных лагерей. Сразу бросалось в глаза то, как в комплексах относятся к сохранению исторических мест и зданий. Авторы экспозиций не старались восстанавливать разрушенные после войны помещения концлагерей, но пытались сохранить мемориальный ландшафт, законсервировав то, что уцелело: на местах, где стояли жилые бараки, камнями выложены силуэты фундаментов, а в шахтах, где трудились узники концлагеря, намеренно оставлены полуразрушенные штольни. Следуя этой задумке, мемориальный комплекс не должен быть местом исторической реконструкции, но посетители должны сами задуматься о значении этих мест, взирая на сохранившиеся руины. Вместе с экскурсиями по территориям бывших лагерей студенты посетили музейные экспозиции и затем обсудили с сотрудниками мемориальных комплексов концепции выставок и актуальные подходы к мемориализации террора.
Помимо нацистского террора, другой основной темой школы стала история и деятельность «Штази» – тайной полиции в ГДР. При посещении мемориального комплекса Берлин-Хоэншёнхаузен и музея на Андреасштрассе в Эрфурте, размещенных в зданиях бывших тюрем, где содержались, в том числе, и политические заключенные, участники школы познакомились с различными подходами к музеификации истории репрессий времен ГДР. Если комплекс Берлин-Хоэншёнхаузен стремится законсервировать вещественные свидетельства прошлого, то экспозиция музея на Андреасштрассе, наоборот, выполнена в современном дизайне и наполнена интерактивными элементами: звукозаписи, видео и даже комиксы помогают доступно рассказать юным посетителям о терроре и репрессиях.
Одновременно с посещением музейных центров участникам школы удалось побеседовать с очевидцами событий – бывшими заключенными тюрем «Штази». Так, экскурсоводом в Берлин-Хоэншёнхаузене был бывший заключенный, попавший в тюрьму за «подозрение в попытке» пересечения границы ГДР и бегства в ФРГ. В Эрфурте была организована встреча с художницей, сидевшей в тюрьме за подписание петиции в поддержку известного музыканта. Потом, в 1989 году, она же будет в числе митингующих граждан, мирно занявших штаб-квартиру «Штази» в Эрфурте. Это событие повлекло за собой череду аналогичных акций по всей Восточной Германии и, в конце концов, содействовало падению режима.
Наконец, в рамках знакомства с современным политическим устройством Германии студенты приняли участие в беседах с немецкими политиками и общественными деятелями. Так, в Эрфурте состоялась дискуссия с членами Общества германо-российской дружбы в Тюрингии на тему «Немецко-русские отношения на протяжении времен». С российской стороны в беседе приняли участие профессор Олег Будницкий и студентка аспирантуры Марина Фадеева; немецкую сторону представляли председатель общества Мартин Куммер и свободный писатель Сергей Лохтхофен. Участники обсудили политические отношения и общественные связи между двумя странами в современном международном контексте.
В последний день поездки за рабочим обедом со студентами встретился Уве Хён, заместитель председателя парламента Тюрингии. Последним пунктом программы стало посещение здания правительства Тюрингии, где студенты пообщались с Бабетт Винтер, земельным министром по вопросам культуры. Во время этих бесед участники школы обсудили вопросы, связанные с политикой сохранения памяти о терроре в Германии, финансированием памятников, а также поговорили о современных политических тенденциях.
Одной из главных задач школы стало приглашение студентов к участию в диалоге о практиках преодоления прошлого и сохранении памяти о нем в России и Германии. В современной ФРГ обсуждение практик и стратегий коммеморации является важной частью общественных дискуссий, в то время как в российском обществе этот процесс находится в начальной стадии. Школа подчеркнула необходимость коллективной проработки травматических эпизодов истории современным обществом, в том числе и путем создания мемориальных музеев и центров.
Посещение музеев и мемориалов, многие из которых расположены на территории бывших концлагерей и тюрем, общение с участниками исторических событий было для многих, безусловно нелегким опытом в психологическом отношении. Тем не менее, эти мероприятия дали участникам школы бесценный опыт и представление о том, как можно подходить к анализу не только тоталитарного наследия немецкой истории, но и российского исторического прошлого.
Участники Школы о поездке
Я давно мечтала посетить Германию и особенно Берлин, и после участия в студенческой школе мне еще сильнее захотелось при первой возможности вернуться и исследовать этот город более внимательно. Программа была предельно насыщенной, но не изматывающей. Даже в последний день поездки не было желания поскорее закончить со всеми встречами, дискуссиями и уйти отдыхать.
Особенно мне запомнилась экспозиция Центра «Топография террора» в Берлине. Кажется, что ты подкован в истории XX века, в истории Второй мировой войны, знаешь о ее самых черных страницах, но при виде документации и архивных дел что-то заставляет тебя забыть обо всем услышанном в школе, в университете, обо всем прочитанном и заново переосмыслить происходящие тогда ужасы.
Поездка помогла осветить новые аспекты того исторического периода, который входит в сферу моих интересов, и поставила передо мной вопросы, ответы на которые могут стать темами будущих исследований.
Елизавета Зубюк, 2 курс бакалавриата
образовательной программы НИУ ВШЭ "История"
До этой поездки мне не было очевидно, что даже в экономически благополучном обществе бои за память о неприглядных страницах его истории носят перманентный характер. Ведь, как подчёркивается в экспозициях Центра документации топографии террора и музея концлагеря Дора-Миттельбау, в преступлениях диктатуры напрямую участвовало множество граждан, не связанных с её институтами. Хотя это не абстрактное положение о всеобщей моральной ответственности, а констатация известных фактов, психологическая тяжесть делает эту идею радикальной и трудно приемлемой для общества.
Коллективная проработка травмы не заканчивается организацией музея или мемориала, всегда будут находиться элементы, отрицающие демократические ценности и даже прославляющие период диктатуры. Движение вперёд при этом возможно только в ходе мирного диалога по мере смены поколений – только по прошествии десятилетий в центре столицы может появиться памятник жертвам, а купол парламента стать прозрачным.
Артём Латышев, выпускник аспирантуры
Исторического факультета МГУ
Для меня в поездке на первый план вышла тема нацистского террора. Многое другое, радостное и прекрасное, – поразительная панорама вечернего Берлина, открывающаяся с купола Рейхстага, странный Университет имени Гумбольдта, в который можно свободно зайти в 11 часов вечера, величественный Эрфуртский собор и потрясающий вид на него и на город из крепости Петерсберг и пр. – как будто растворяется, тонет в снежно-дождевом тумане, покрывшем нас в Бухенвальде. Давит на сознание, вызывает ощущение безнадёжности, фатализма, разорванности связей надпись на воротах - Jedem das Seine («Каждому своё»).
Мне кажется, что увиденные во время поездки свидетельства Холокоста заставили меня впервые в жизни попытаться более-менее глубоко и серьёзно проработать в душе и сознании, прочувствовать эту тему. Вероятно, это, как и знакомство со свидетельствами и свидетелями политических преследований в ГДР, поможет мне глубже проработать советский террор, защитит от соблазнов ревизионизма и побудит внести больший вклад в формирование и поддержку культуры памяти о репрессиях в СССР.
Владислав Рыбаков, 3 курс бакалавриата
образовательной программы НИУ ВШЭ "История"
Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий: Стажер-исследователь
Все новости автора
Будницкий Олег Витальевич
Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий: Директор центра
Новикова Людмила Геннадьевна
Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий: Заместитель директора центра