Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4
Телефон: +7 495 772-95-90 *22161
Email: fgn@hse.ru
Адрес для корреспонденции:
101000, Москва, ул. Мясницкая 20
Всем, кто хотел бы лучше познакомиться с факультетом гуманитарных наук, рекомендуем посмотреть здесь лекции наших преподавателей.
Чтобы всегда быть в курсе мероприятий, проходящих на факультете, рекомендуем подписаться на рассылку
Факультет готовит преподавателей и исследователей в области языка и литературы, философии, истории и современной культуры. На факультете преподают ведущие российские ученые и практики из разных областей культуры, а также приглашенные иностранные специалисты. Студенты факультета получают современное гуманитарное образование и основательную языковую подготовку, позволяющие им по окончании университета находить себе широкое профессиональное применение.
Болтунова Е. М., Егорова Г. С.
М.: Кучково поле, 2022.
М.: Новое литературное обозрение, 2022.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
13 платных мест
2 платных места для иностранцев
16 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения
45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
35 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
180 платных мест
15 платных мест для иностранцев
70 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
35 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
30 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
19 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
20 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
34 бюджетных места
8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
10 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
18 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
C 7 по 12 ноября 2016 года в Германии состоялась студенческая выездная школа Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий, в которой приняли участие девять человек: студенты бакалавриата, магистратуры и аспирантуры Школы исторических наук Высшей Школы Экономики. Школа была посвящена проблемам мемориализации и сохранению памяти о жертвах террора и прошла под руководством директора Международного центра истории и социологии Второй мировой войны Олега Витальевича Будницкого. Поездка была организована при поддержке Фонда им. Фридриха Эберта.
Выездная школа проходила в трех городах Германии: Берлине, Эрфурте и Веймаре, где студенты посещали музеи и мемориалы жертвам войн и террора, участвовали в дискуссиях и беседах с различными политическими и общественными деятелями. Основными темами стали тоталитарное наследие Третьего Рейха, преследование инакомыслия во времена ГДР, а также политическая система современной Германии.
Уже в день приезда в Берлин состоялось посещение здания Рейхстага, где участники школы получили возможность увидеть зал заседаний немецкого парламента – Бундестага – и узнали особенности функционирования демократии в Германии. Помимо этого, студенты смогли увидеть памятники, увековечивающие события немецкой истории: картины и инсталляции немецких, американских и русских художников. Большое впечатление на участников школы произвели граффити советских солдат на стенах здания, сделанные ими в 1945 году и позже сохраненные при реставрации.
Важным пунктом программы стало ознакомление с мемориалами Берлина, которые были созданы в разное время. Студенты получили возможность сравнить различные стратегии мемориализации Второй мировой войны и Холокоста. Образуя единое пространство памяти, мемориальные комплексы Берлина концептуально перекликаются, цитируют друг друга, а иногда даже спорят между собой. Открытый в 2005 году мемориал памяти убитых евреев Европы, необычный по замыслу, вписанный в городское пространство, не имеющий входа, выхода и строгого порядка осмотра, заметно контрастирует с монолитным, авторитарно организованным пространством-текстом мемориала павшим советским воинам в Тиргартене, построенного в 1945 году сразу после окончания войны.
Участники Школы о поездке
Я давно мечтала посетить Германию и особенно Берлин, и после участия в студенческой школе мне еще сильнее захотелось при первой возможности вернуться и исследовать этот город более внимательно. Программа была предельно насыщенной, но не изматывающей. Даже в последний день поездки не было желания поскорее закончить со всеми встречами, дискуссиями и уйти отдыхать.
Особенно мне запомнилась экспозиция Центра «Топография террора» в Берлине. Кажется, что ты подкован в истории XX века, в истории Второй мировой войны, знаешь о ее самых черных страницах, но при виде документации и архивных дел что-то заставляет тебя забыть обо всем услышанном в школе, в университете, обо всем прочитанном и заново переосмыслить происходящие тогда ужасы.
Поездка помогла осветить новые аспекты того исторического периода, который входит в сферу моих интересов, и поставила передо мной вопросы, ответы на которые могут стать темами будущих исследований.
Елизавета Зубюк, 2 курс бакалавриата
образовательной программы НИУ ВШЭ "История"
До этой поездки мне не было очевидно, что даже в экономически благополучном обществе бои за память о неприглядных страницах его истории носят перманентный характер. Ведь, как подчёркивается в экспозициях Центра документации топографии террора и музея концлагеря Дора-Миттельбау, в преступлениях диктатуры напрямую участвовало множество граждан, не связанных с её институтами. Хотя это не абстрактное положение о всеобщей моральной ответственности, а констатация известных фактов, психологическая тяжесть делает эту идею радикальной и трудно приемлемой для общества.
Коллективная проработка травмы не заканчивается организацией музея или мемориала, всегда будут находиться элементы, отрицающие демократические ценности и даже прославляющие период диктатуры. Движение вперёд при этом возможно только в ходе мирного диалога по мере смены поколений – только по прошествии десятилетий в центре столицы может появиться памятник жертвам, а купол парламента стать прозрачным.
Артём Латышев, выпускник аспирантуры
Исторического факультета МГУ
Для меня в поездке на первый план вышла тема нацистского террора. Многое другое, радостное и прекрасное, – поразительная панорама вечернего Берлина, открывающаяся с купола Рейхстага, странный Университет имени Гумбольдта, в который можно свободно зайти в 11 часов вечера, величественный Эрфуртский собор и потрясающий вид на него и на город из крепости Петерсберг и пр. – как будто растворяется, тонет в снежно-дождевом тумане, покрывшем нас в Бухенвальде. Давит на сознание, вызывает ощущение безнадёжности, фатализма, разорванности связей надпись на воротах - Jedem das Seine («Каждому своё»).
Мне кажется, что увиденные во время поездки свидетельства Холокоста заставили меня впервые в жизни попытаться более-менее глубоко и серьёзно проработать в душе и сознании, прочувствовать эту тему. Вероятно, это, как и знакомство со свидетельствами и свидетелями политических преследований в ГДР, поможет мне глубже проработать советский террор, защитит от соблазнов ревизионизма и побудит внести больший вклад в формирование и поддержку культуры памяти о репрессиях в СССР.
Владислав Рыбаков, 3 курс бакалавриата
образовательной программы НИУ ВШЭ "История"
Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий: Директор центра
Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий: Заместитель директора центра