Александр Пиперски принял участие в работе литературной смены в образовательном центре «Сириус»
С 1 по 23 марта в образовательном центре «Сириус» прошла очередная смена по направлению «Литературное творчество». И уже не первый раз приглашённым лектором стал Александр Пиперски, прочитавший лекцию об искусственных языках. Также он провёл несколько мастер-классов по решению лингвистических задач.
Источник: https://sochisirius.ru/news/1125
Кроме естественных языков в мире существуют ещё и альтернативные – искусственные. Они не принадлежат какой-либо нации и не ассоциируются ни с одной страной. Это языки, которые люди придумали с определенной целью: чтобы упростить общение, зашифровать информацию или добавить изюминку литературному произведению.
В «Сириусе» юные литераторы, участники мартовской смены, встретились с Александром Чедовичем Пиперски, кандидатом филологических наук, доцентом Института лингвистики РГГУ, научным сотрудником НИУ ВШЭ. Александр Чедович рассказал о самом популярном искусственном языке – эсперанто, который получил свою известность в XIX веке. Сейчас в мире насчитывается по разным оценкам от двухсот тысяч до двух миллионов человек, которые знают этот язык.
Одной из главных тем лекции стал квенья – «эльфийский язык», придуманный Джоном Толкином, автором известнейших произведений жанра «фэнтези». В завершении встречи Александр Пиперски немного поговорил о клингонском языке, который был разработан специально для сериала «Star Trek».
– Наибольший отклик у аудитории вызвали языки Толкина. Я, честно говоря, не ожидал, ведь сегодня этот автор уже не так популярен, как раньше. Искусственные языки – это один из способов конструирования вымышленной реальности. Если вы изобретаете искусственный язык, он сразу же придаёт вашему художественному произведению некую рельефность, – рассказывает Александр Чедович Пиперски.
Лекция оказалась очень интересна юным литераторам. Многие не могли скрыть восторга и после встречи с педагогом спешили поделиться впечатлениями.
– Тема стала для меня приятным сюрпризом. В прошлом году я учила язык квенья. Есть в искусственных языках что-то особенное. Думаю, они вполне могли бы существовать и в реальном мире. Особенно приятно, что на лекции обсуждали моего любимого автора – Джона Толкина, – говорит участница мартовской смены Мария Соловьёва («Литературное творчество», 14 лет, Калуга).
Как отметил педагог Александр Пиперски, изучение искусственных языков полезно абсолютно всем. Такая практика помогает понять структуру естественной речи и разобраться в принципах построения конструкций любого языка.
Пиперски Александр Чедович