• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

Презентация книги Элеоноры Гильбурд «Увидеть Париж и умереть: Советские судьбы западной культуры»

15 марта состоялась презентация книги доцента исторической кафедры Чикагского университета Элеоноры Гильбурд

В середине пятидесятых годов, западныe фильмы, книги и картины ворвались в советское пространство, заполнили улицы и квартиры, стали знаковыми признаками эпохи и приобрели особый эмоциональный оттенок. «Увидеть Париж и умереть» — история перевода и присвоения, культурной дипломатии и эмоций.

Эта история начинается в 50-х годах, когда культурный обмен с капиталистическими странами существенно изменился. Отныне, пусть строго дозированные, подвергавшиеся цензуре, западные тексты становились приемлемым и привычным — а в конце концов и незаметным, обыденным — явлением советской жизни. Закрытые территориальные границы расширяли жанровые границы: художественные альбомы, мемуары, или афиши кинофильмов становились травелогами, а травелоги оказывались вариантом переводов.



В этой книге западные деятели культуры, ключевые и маргинальные, обретают советские роли: Пабло Пикассо как политический смутьян, Рокуэлл Кент, практически неизвестный в Америке тогда и давно забытый сегодня, как истинный американский художник, Эрих Мария Ремарк и Эрнест Хемингуэй как моральные наставники, Джером Сэлинджер и Джузеппе де Сантис как спасители, избавляющие слово — на экране, в тексте, в жизни — от советских языковых штампов.



Главные герои этой книги — зрители и читатели: учителя, живущие в провинции и мечтающие о странах, в которые они никогда не поедут, студенты, колесящие по стране по распределению и открывающие книжные миры и киношные жизни, инженеры и врачи, для которых советский культурный проект был не пропагандой, а смыслом жизни — они собирали домашние библиотеки и простаивали часами в очередях в музеи. Эти люди вкладывали в западные тексты советские политические и очень личные смыслы, превращая чужое в свое.

В рамках презентации Элеонора Гильбурд рассказала о книге и ответила на вопросы слушателей.

Элеонора Гильбурд — доцент исторической кафедры Чикагского университета, преподает советскую и европейскую историю, историю культуры 19-го и 20-го вв.



«Увидеть Париж и умереть: Советские судьбы западной культуры» выходит в издательстве Гарвардского университета осенью 2018 года.