• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4

Телефон: +7 495 772-95-90 *22161

Email: fgn@hse.ru

 

Руководство
Научный руководитель Руткевич Алексей Михайлович
Первый заместитель декана Носов Дмитрий Михайлович
Заместитель декана по науке Вдовин Алексей Владимирович
Заместитель декана по международной деятельности Исэров Андрей Александрович
Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками Файер Владимир Владимирович
Мероприятия
27 ноября, 17:30
Семинар-воркшоп в Центре франко-российских исследований 
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Античность

5/4 года

46.03.01 «История»: 5 лет, очная форма обучения

45.03.01 «Филология»: 4 года, очная форма обучения

20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Ассириология

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Библеистика и история древнего Израиля

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
30/200/30
30 бюджетных мест
200 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
69/25/3
69 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3
35 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Монголия и Тибет

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Турция и тюркский мир

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
50/65/3
50 бюджетных мест
65 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/20/3
45 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
47/45/6
47 бюджетных мест
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Эфиопия и арабский мир

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Языки и литература Индии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Языки и литература Юго-Восточной Азии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Язык и литература Ирана

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Язык и литература Японии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Germanica: история и современность

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Античная и восточная археология

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
17/5
17 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
26/5/6
26 бюджетных мест
5 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
21/5
21 бюджетное место
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом

2 года
Очная форма обучения
17/5
17 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
20/6
20 бюджетных мест
6 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Мусульманские миры в России (История и культура)

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
18/5
18 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Философия и история религии

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
18/5/1
18 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

"Фанаты, сообщества, аудитории: как изучать культуры соучастия": факультатив Натальи Самутиной

Наталья Самутина, руководитель Центра исследований современной культуры ИГИТИ НИУ ВШЭ и руководитель Научно-учебной группы "Культуры соучастия: сообщества и практики", успешно прочитала в третьем модуле 2017/18 учебного года факультативный курс "Фанаты, сообщества, аудитории: как изучать культуры соучастия". Это первый курс в российском университете, специально посвященный изучению фанатских культур, а также введению слушателей в активно развивающееся международное междисциплинарное поле fan studies. Создание этого курса было бы невозможно без работы Научно-учебной группы по культурам соучастия и без организационной и интеллектуальной поддержки междисциплинарного коллектива Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В.Полетаева НИУ ВШЭ. Ниже см. аннотацию курса, библиографию к занятиям и несколько отзывов слушателей.

"Фанаты, сообщества, аудитории: как изучать культуры соучастия": факультатив Натальи Самутиной

Наталья Самутина, руководитель Центра исследований современной культуры ИГИТИ НИУ ВШЭ и руководитель Научно-учебной группы "Культура соучастия: сообщества и практики", успешно прочитала в третьем модуле 2017/18 учебного года факультативный курс "Фанаты, сообщества, аудитории: как изучать культуры соучастия". Это первый курс в российском университете, специально посвященный изучению фанатских культур, а также введению слушателей в активно развивающееся международное междисциплинарное поле fan studies. Курс посетили не только студенты разных факультетов НИУ ВШЭ, но и студенты МГУ, а также коллеги-преподаватели, которые занимаются пересекающимися сюжетами. Создание этого курса было бы невозможно без работы Научно-учебной группы по культурам соучастия и без организационной и интеллектуальной поддержки междисциплинарного коллектива Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В.Полетаева НИУ ВШЭ. Следующее проведение этого курса намечено на январь 2019 года. Ниже см. аннотацию курса, библиографию к занятиям и несколько отзывов слушателей. 

Аннотация курса

Темы и библиография

Отзывы слушателей курса:

Земфира Саламова, преподаватель Школы культурологии НИУ ВШЭ 

Посещение факультатива «Фанаты, сообщества, аудитории: как изучать культуры соучастия» было для меня очень полезным опытом. Хотя одно из моих прошлых исследований принадлежит к Participatory Culture(s) Studies и Fan Studies, именно в рамках факультатива я осознала, насколько это широкие области исследований. Благодаря автору курса - Наталье Самутиной -  и очень интересным текстам, вынесенным на семинарские обсуждения, можно было убедиться, какие разные формы может принимать участие современного человека в культуре: от написания фанфиков и коллекционирования медиа-артефактов через файл-трекеры до преобразование городского пространства - и на какие разые темы позволяют выйти исследования этих практик: особенности производства сегодняшних сериалов и фильмов, экономические режимы жизни современных людей, внеполитические проявления гражданской активности и другое. Для меня этот курс был очень важен и актуален  в контексте моего личного исследовательского интереса к популярной культуре. Но думаю, что он полезен любому исследователю современной культуры, так как сегодня необходимо учитывать вовлеченность рядового человека в ее производство.

Анастастия Морева, магистрант Кафедры теории дискурса и коммуникации МГУ

Курс дал мне возможность, в том числе, и как фанату, взглянуть на деятельность культур соучастия ещё и с другой - исследовательской, критической стороны. Удачно выстроенная программа и хорошо подобранная литература помогли мне лучше соориентироваться в поле fan studies и открыть для себя новые темы, а моё давнее личное знакомство с практиками фан-сообществ - убедиться в том, что наличие инсайдерского знания и личного опыта в этой сфере позволяет полнее понять это культурное явление и его существование сегодня. Кроме того, курс был полезен для моей научной работы, которая частично связана с деятельностью культур соучастия. В общем-то, мне показалось, что курс охватил очень разные практики культур соучастия, и именно это разнообразие сделало его таким интересным и полезным. И очень здорово, что мы читали статьи сами, а потом обсуждали ключевые мысли на занятиях - материал так очень хорошо укладывается в голове. Также понравилось, что можно было приносить свои примеры, потому что это позволяет расширить поле ещё больше благодаря личным (и разным) опытам участников курса.

Мне очень понравился Ваш подход к изучению и пониманию фанатов (говорю это, как фанат с десятилетним стажем!

Ирина Демкина, студентка НИУ ВШЭ, программа "Иностранные языки и межкультурная коммуникация".
На нашей образовательной программе "Иностранные языки и межкультурная коммуникация" мы изучаем только культуры стран, поэтому я давно хотела посмотреть и на другие, если так можно сказать, "виды" культур. И Ваш курс про изучение культур соучастия - это как раз то, что я искала. Он очень интересен, особенно если сам состоишь в каком-либо фандоме. Понравилась подборка текстов и широкий круг освещаемых вопросов, особенно занимательным был текст про неолиберализм. Я бы еще с удовольствием послушала про размер разных фандомов, численность фанатов. Спасибо Вам большое!

Илья Ломакин, НИУ ВШЭ, студент образовательной программы "Политология"

Я пришел на курс со своим эмпирическим исследованием о ретроманских фестивалях в России, ожидая получить для него качественную теоретическую и методическую подпитку. По результатам я могу сказать, что курс позволил мне расширить рамку мышления, выйти в междисциплинарное поле, за пределы ставших за последние годы "родными" социальных наук. И, к слову, наконец, осознать, как вполне себе бюрократическое, институциональное действие 2014 года по "собиранию земель" (факультетов) в "большие факультеты" начинает работать, формируя совершенно разные дискурсивные пространства в рамках одного университета (параллельно хожу на ОУФ в Школу филологии и слушаю онлайн-курс Школы лингвистики, и только лишний раз убеждаюсь в последнем). Раньше я этого не видел, хоть и нередко бывал на Старой Басманной.

Более того, я хочу сказать, что курс нередко заставлял меня выходить из зоны комфорта, поскольку тексты, читаемые здесь, за редкими исключениями, существенно отличались от того, с чем мне приходится иметь дело в моей социолого-политологической повседневности. Это не [внешне] технические работы, выполненные в соответствии с определенным шаблоном, но своеобразные masterpieces, в то же время имеющие свою логику и цель. 

И, наконец, я теперь больше знаю о фанатах, фандомах, об их практиках и формах участия. Особенно на курсе порадовало наличие и обилие иллюстративных сюжетов, перекликающихся с gender studies, а также обсуждение этических аспектов поля fan studies. Приятно было видеть и ребят, получивших возможность с горящими глазами рассказать о своих интересах и опыте, осмыслить их, задуматься о чем-то новом, прежде неизвестном или неотрефлексированном.