• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4

Телефон: +7 495 772-95-90 *22161

Email: fgn@hse.ru

 

Руководство

Декан Бойцов Михаил Анатольевич

Научный руководитель Руткевич Алексей Михайлович

Первый заместитель декана Носов Дмитрий Михайлович

Заместитель декана по науке Вдовин Алексей Владимирович

Заместитель декана по международной деятельности Исэров Андрей Александрович

Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками Файер Владимир Владимирович

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Античность

5/4 года

46.03.01 «История»: 5 лет, очная форма обучения

45.03.01 «Филология»: 4 года, очная форма обучения

20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Ассириология

5 лет
Очная форма обучения
10/5/3
10 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Юго-Восточной Азии

5 лет
Очная форма обучения
10/5/3
10 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Японии

5 лет
Очная форма обучения
10/5/3
10 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Античная и восточная археология

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Библеистика и история древнего Израиля

5 лет
Очная форма обучения
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
30/200/25
30 бюджетных мест
200 платных мест
25 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
65/25/3
65 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3
35 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
45/60/5
45 бюджетных мест
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/20/3
45 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
45/45/6
45 бюджетных мест
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Индии

5 лет
Очная форма обучения
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Ирана

5 лет
Очная форма обучения
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
25/20/5
25 бюджетных мест
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/15/5
20 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
17/5/2
17 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
20/10/3
20 бюджетных мест
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Философия и история религии

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
18/5/5
18 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке

«Средневековый мистицизм: тексты Мехтильды Магдебургской и майстера Экхарта»: семинар Никлауса Ларгира

22 мая Никлаус Ларгир провел семинар в Школе исторических наук. Публикуем репортаж Евгении Воробьевой

Проповедь Майстера Экхарта. Cologny, Cod. Bodmer 59, fol. 3

Проповедь Майстера Экхарта. Cologny, Cod. Bodmer 59, fol. 3
22 мая 2018 года профессор Никлауса Ларгира (университет Беркли) провел семинар в Высшей школе экономики для студентов, интересующихся историей Средневековья. Темой семинара стал мистицизм XIII – XIV вв. на примере фрагмента (стр. 37-44) из «Струящегося света Божества» Метхильды Магдебургской и проповеди Майстера Экхарта ("Intravit Jesus in quoddam castellum").

В начале семинара профессор Ларгир отметил, что выбранная тема в первую очередь интересна тем, что затрагивает отношения человека с Богом, а также проблему свободы внутри  них. Он подчеркнул, что тексты мистиков XIII века прежде всего ценны тем, что представляют пример того, как можно говорить о божественном вообще и, в частности, на народном языке. Безусловно важным, по мнению профессора, является и то, что средневековый мистицизм не был чем-то эзотерически-истерическим (esoterical-hysterical), но развивался в рамках традиции – под влиянием записанных на латыни монастырских текстов. Так, тексты мистиков стали результатом начавшегося в XII веке перехода от простого прочтения Писания к размышлению (rumination) над ним и последующему его созерцанию (contemplation).
Исследователь также отметил неоднородность внутри христианского мистического движения и рассказал, что фигуры Метхильды и Майстера Экхарта были выбраны им не случайно – каждый из них представляет одно из основных течений внутри мистицизма. Так, будучи бегинкой и впоследствии монахиней-цистерианкой, Метхильда Магдебургская действовала в рамках францисканской традиции аскетического мистицизма (англ. affective myscticism), в центре которого находились любовь и эмоциональная жизнь – именно на их пересечении происходило единение человека с Богом.
Майстер Экхарт, доминиканский монах и магистр теологии, относился же к направлению спекулятивного мистицизма (англ. speculative myscticism), идеалом которого были отрешенность (нем. Gelassenheit/Abgeschiedenkeit; англ. detachment) и интеллект, сочетание которых и должны были помочь верующему предстать пред лицом Бога. При этом профессор Ларгир отдельно отметил, что спекулятивность надо понимать в очень материальном ключе, так как она напрямую отсылает к образу души как зеркала – specula(лат.), которое будучи незапятнанным, в состоянии отразить божественное. Именно чистота Девы Марии (лат. Maria Immaculata) позволила ей породить Сына. Так и незапятнанная отрешенная душа способна прийти к Богу, а высвобожденный от образов (images) интеллект – породить Бога.
В течение семинара профессор Ларгир и слушатели успели подробно разобрать фрагмент из «Струящегося света божества», хотя и не прочли его 9 раз, как наставляла Метхильда в начале своего текста. Так, в процессе обсуждения было отмечено, что Метхильда не только рассказывает о своем опыте откровений, но и сочетает при этом как монастырскую так и придворную литературные традиции, играя с моделями. Так, она ставит свой текст в один ряд с Евангелием, представляя его как новое откровение от Бога. Более того, профессор обратил внимание аудитории на то, что Метхильда в своем повествовании, уподобляя душу Деве Марии, следует библейской модели: Благовещение – Боговоплощение, а также вводит мотив Песни песен для описания единения души  с Богом.
В ходе оживленной дискуссии времени на подробный разбор Майстера Экхарта почти не осталось, однако профессор подчеркнул сходство двух текстов – оба мистика прибегают к уподоблению души Деве Марии. Кроме того, Майстер Экхарт использует и притчу о Марфе и Марии, приходя к оригинальному выводу о том, что именно созерцание предоставляет человеку свободу от образов и земного, приводя интеллект и душу в девственно чистое состояние, способное породить Бога в душе.

Евгения Воробьева