• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4

Телефон: +7 495 772-95-90 *22161

Email: fgn@hse.ru

 

Руководство

Декан Бойцов Михаил Анатольевич

Научный руководитель Руткевич Алексей Михайлович

Первый заместитель декана Носов Дмитрий Михайлович

Заместитель декана по науке Вдовин Алексей Владимирович

Заместитель декана по международной деятельности Исэров Андрей Александрович

Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками Файер Владимир Владимирович

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Античность

5/4 года

46.03.01 «История»: 5 лет, очная форма обучения

45.03.01 «Филология»: 4 года, очная форма обучения

20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Ассириология

5 лет
Очная форма обучения
10/5/3
10 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Юго-Восточной Азии

5 лет
Очная форма обучения
10/5/3
10 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Японии

5 лет
Очная форма обучения
10/5/3
10 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Античная и восточная археология

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Библеистика и история древнего Израиля

5 лет
Очная форма обучения
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
30/200/25
30 бюджетных мест
200 платных мест
25 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
65/25/3
65 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3
35 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
45/60/5
45 бюджетных мест
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/20/3
45 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
45/45/6
45 бюджетных мест
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Индии

5 лет
Очная форма обучения
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Ирана

5 лет
Очная форма обучения
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
25/20/5
25 бюджетных мест
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/15/5
20 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
17/5/2
17 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
20/10/3
20 бюджетных мест
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Философия и история религии

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
18/5/5
18 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке

Валерия Вербовая и Алексей Епишев: первые недели в Кёльне

Студенты программы "Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом" Валерия Вербовая и Алексей Епишев поделили впечатлениями от учёбы в Университете Кёльна.
Валерия Вербовая:

Мой опыт и рассказ о нем, наверное, будет слегка другим, нежели у моих однокурсников. Кроме обязательных языковых курсов (немецкий, латынь - изучение древнего языка на неродном то еще удовольствие), у меня нет пересекающихся занятий с остальными. Я окончила школу филологии ВШЭ, где писала все 4 года работы по Византии и изучала древнегреческий. В Кельн я приехала именно для византинистики, главой которой тут является профессор Соде. Правильнее даже сказать - главой и единственным профессором. И новогреческая, и византийская филология здесь не очень популярны. Например, чтобы изучать новогреческий с нуля, необходимо приехать в первом полугодии, так как во втором есть только 2 и 4 ступени. По византинистике в результате у меня получилось две пары в неделю, одна из которых вводная для студентов смежных специальностей (Античность или Востоковедение), а другая - для аспирантов, контраст весьма заметен. Еще один курс представлен блок-семинаром приглашенного профессора и пройдет в конце июля-начале августа в виде многочасовых заседаний в течение нескольких дней. Чуть ниже я расскажу про формат блок-семинаров и почему я скорее не рекомендую их, а сейчас, чтобы реабилитировать византинистику, скажу, в чем ее огромное преимущество в Кельне - здесь всегда что-то происходит. За то время, пока я здесь, прошло уже несколько лекций приглашенных профессоров и одна международная конференция по крестоносцам и Византии, а в июле планируется конференция в Майнце. И это из того, что не надо искать, потому что есть рассылка. Если же поискать, то в Германии, конечно, один из виднейших центров изучения Византии.

Возвращаясь к более общему - к блок-семинарам. Я их не советую, так как, по моему мнению, они не дают развития. Не знаю, будет ли это по-другому на моем семинаре, где была встреча-вступление, но я посетила по собственному желанию блок-семинар по Венеции (и в перерыв ушла оттуда и никогда не вернулась), который показался ужасно нудным и катастрофичным. Формат блок-семинаров в том, что студенты собираются и проходят отведенные часы за несколько дней вместо целого семестра. Это дает возможность профессорам, которые работают в других университетах на постоянной основе, а в Кельне лишь как приглашенные, отвести свой курс с минимальным ущербом для себя. Однако именно из-за сжатых сроков не успевается прорабатываться, откладываться и усваиваться материал. Даже увидя ошибки однокурсников, не успеешь исправить такие же в своем. Что еще хуже - после нескольких часов рассуждений воспринимаешь информацию механически, не обрабатывая ее в нужной степени. Блок-семинар, на котором я была, не содержал ничего сверх того, что можно было бы узнать за один день прогулок по Венеции, так как не было ни вводной лекции, ни описания требований, ни примеров, ни обсуждения. По-моему, ситуация неприятная. Усугублялась еще и тем, что кто-то вставлял исторические комментарии, однако это не давало общей картины, а замечания были очень обобщенными и схематизирующими, без привязки к обстоятельствам, потому поверхностными. 

В общей сложности у меня оказалось около 6 курсов, что, как мне кажется, очень щадящий режим. Скорее всего, будь я вновь в марте, я бы выбрала больше. Нужно еще учесть, что весенний семестр в Нордрайн-Вестфалене весьма праздничный, раз в пару недель то один день выходной, то и вся неделя. Подводя итог - лучше возьмитесь за большее и скиньте потом пару предметов (тут весьма лего то сделать), чем недооцените себя. 

Как стипендиатка DAAD, отвечу также на вопрос,можно ли на 400 евро выжить. В целом, сделать это непросто. Я оказалась в самом дешевом общежитии, завтракаю йогуртом за 1,5 евро на 2 дня, какое-то время хожу в столовую с контейнером, беру комплексный обед горячее+салат+десерт (2,60 евро) и половину порции откладываю на ужин, но при этом все маленькие радости - путешествия, кофе с маффином, книжки - я покупаю лишь за свой счет. Где-то со второго месяца, когда уже оплачен семестровый взнос*, на эту стипендию становится возможным прожить, если прибавить совсем чуть-чуть, но радости никакой не доставляет, поэтому, к сожалению, никакого чувства независимости при поддержке DAAD не появляется.

*Семестровый взнос советую оплатить из Москвы с комиссией, у нас возникли трудности. Перевод идет пару дней, а к моменту записи на языковые курсы уже неплохо не только оплатить этот самый взнос, но и сходить сдать документы в студенческий сервис. Помимо этого, остальные бюрократические трудности не такие уж и трудности.


Алексей Епишев:

Первоначально, я думал, что курсы немецкого будут интересными и полезными – по типу как в Гете институте. Однако, оказалось, что все 3 часа времени уделяется только грамматике и правильному построению предложений, что в общем-то можно и самому проходить не тратя на это время аудиторных занятий, на которых можно было бы развивать какие-то коммуникативные навыки. Немецкая бюрократия с добрым лицом, кто бы что не говорил, потому что даже если не владеешь немецким или вообще каким-либо человеческим языком, тебе объяснят, что нужно делать или чего от тебя хотят максимально доступно, а в конце еще и спросят понял ли ты все или надо повторить снова. В этом плане, насчет походов по каким-то мелким бюрократическим делам вообще никогда не возникало сложностей.

Академическая жизнь радует своей вольностью, однако свобода выборов курсов оказалась палкой о двух концах, потому что выбранные курсы могут накладываться на обязательные и тогда приходится изворачиваться, чтобы не было проблем.

Из удивительного и приятного: можно быть собой, не бояться осуждающих взглядов или взглядов типа «ох уж эти русские\иностранцы», потому что Германия очень свободная в этом плане страна, никто не будет ограничивать твою свободу в выборе или делании чего-либо, если это не нарушает закон (гражданский или моральный) и никому не вредит. Поэтому, этого чувства свободы и отсутствия скреп так сильно не хватает на родине.